По итогам проведения Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области (далее – ЦОПП) форсайт-сессии в сфере здравоохранения были определены перечни компетенций, специальностей и профессий, появление которых прогнозируется на рынке труда Иркутской области до 2035 года.
С целью формирования единого информационного пространства системы профессионального образования региона профессиональным организациям СПО Иркутской области (далее – ПОО) было предложено участникам мероприятия разработать и реализовать краткосрочные дополнительные профессиональные программы и/или дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по предлагаемым компетенциям опережающей профессиональной подготовки. Разработанные программы рекомендуется размещать на цифровой платформе ЦОПП (http://cp.copp38.ru), которая предоставляет дополнительные возможности по реализации программ за счет увеличения охвата слушателей (информирование потенциальных слушателей, сбор и получение заявок на обучение, мониторинг потребностей обучающихся в востребованных компетенциях, бесплатная площадка для маркетингового продвижения образовательных услуг ПОО).
Предлагаем подробно ознакомиться с перечнем медицинских профессий и специальностей будущего, сформированного по результатам работы форсайт-сессии:
Участники Форсайт-сессии не только создали данные профессии и специальности, руководствуясь своими представлениями о будущих специалистах региональной сферы здравоохранения, кроме того, они также разработали для каждой профессии и специальности свой список компетенций, которыми должен обладать тот или иной специалист. Так, в перечень компетенций необходимых для фельдшера ФАП входят такие как знание топографической анатомии различных областей организма человека, знание техники оперативных вмешательств на различных органах и тканях, знание особенностей обеспечения анестезиологического пособия при неотложных оперативных вмешательствах, умение проводить дифференциальную диагностику жизненно угрожающих заболеваний и состояний, умение определять показания к неотложным оперативным вмешательствам, умение обеспечивать послеоперационное наблюдение и интенсивную терапию и многое другое.
IT-медик как высококвалифицированный специалист должен обладать следующими компетенциями: пациентоориентированность, IT-компетенции, системное мышление, мультиязычность, знание основ менеджмента и маркетинга, а также умение работать в команде.
Специалист персонифицированной медицины для выполнения своих профессиональных обязанностей должен иметь такие компетенции как системное мышление, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, знание иностранных языков и этических норм, знание основ фармакогенетического тестирования, навыки составления молекулярной диеты, владение методами неинвазивной диагностики, владение методами тканевой терапии и индивидуальной лекарственной терапии.
Консультант по здоровой личности как специалист широкого профиля медицинской сферы должен иметь в своем арсенале ряд компетенций, среди которых осуществление комплексного подхода, знание здоровьесберегающих технологий, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, знание информационно-компьютерных технологий, коммуникативная грамотность, креативность, способность к рефлексии и умение мотивировать.
Специалист по здоровой старости для осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать глубокими знаниями в сфере медицины, фармакологии и генетики, иметь навыки по работе с компьютером и специализированными медицинскими программами, а также быть коммуникабельным.
В рамках своей работы фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен владеть информационными и коммуникационными технологиями, быть способным ставить диагнозы в онлайн-режиме, ориентироваться в диагностике и профилактике болезней, уметь корректировать образ жизни, подбирать подходящий режим питания и физической активности для пациента, проводить мониторинг состояния здоровья пациента, определять программы лечения пациентов, корректировать лечение, осуществлять контроль эффективности лечения. Кроме того, чтобы эффективно выполнять свои трудовые функции фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен быть клиентоориентированным, стрессоустойчивым и готовым к активной работе с людьми.
WEB-фельдшер для реализации своей профессиональной деятельности должен иметь компетенции по работе с информационными и компьютерными технологиями, способность к постановке диагноза в онлайн-режиме, знания в области диагностирования заболеваний, а также уметь назначать лечение и проводить прием для пациента в дистанционном формате, оказывать психологическую помощь. WEB-фельдшер в своей работе кроме указанных компетенций также должен владеть навыками по системному мышлению, межотраслевой коммуникативности, мультиязычности и мультикультурности, работе с людьми и решению проблем, быть клиентоориентированным и стрессоустойчивым, знать основы программирования, робототехники и работы с искусственным интеллектом.
В список компетенций, необходимых для фельдшера-консультанта входят такие как обладание знаниями по деловой коммуникации, современным стандартам лечения различных заболеваний и патологий, нормативно-правовым основам, принципам организации медицинской помощи пациенту, типам лечебно-диагностического оборудования, владение способностью по поиску информации и постановке задач, установлению доверительных отношений, проведению обследований для диагностики и лечения пациента, оказанию помощи при различных патологиях и заболеваниях, умение применять на практике технологии из сферы телемедицины, использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Среди компетенций специалиста по предиктивно-регенеративной медицине следует выделить владение навыками по работе с нанотехнологиями и биотехнологиями, знаниями в языковой сфере. Также необходимо отметить, специалист по предиктивно-регенеративной медицине должен обладать коммуникативными технологиями для обмена опытом, способностями к научно-исследовательской работе, стремлением к знаниям, развитым клиническим мышлением, отличаться высоким уровнем профессионализма.
Специалист в сфере ДНК-технологий должен иметь знания и понимание сущности и основ генетики, уметь использовать информационные технологии и современные достижения науки, быть способным осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее по назначению, выбирать методы и способы решения профессиональных задач, повышать уровень своей информированности о медицине. Кроме того, специалист в сфере ДНК-технологий должен уметь планировать свою деятельность, осуществлять анализ, ориентироваться в изменениях современных технологий, проводить исследования ДНК.
Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине обязан иметь в своем арсенале такие компетенции как способность к автоматизации и систематизации информации для быстрой и своевременной постановки диагноза, дополнительной диагностике и направлению для консультации к соответствующему врачу. Также он должен разбираться в основах программирования, быть способным к работе в условиях неопределенности, использованию информационных компьютерных технологий, постановке предварительного диагноза и сбору анамнеза.
В целом следует отметить, что развитие сферы здравоохранения в Иркутской области имеет приоритетное значение для социальной политики региона, поэтому появление представленных 11 медицинских профессий и специальностей будущего может стать решением для ряда существующих в этой области проблем.
В целом следует отметить, что развитие сферы здравоохранения в Иркутской области имеет приоритетное значение для социальной политики региона, поэтому появление представленных 11 медицинских профессий и специальностей будущего может стать решением для ряда существующих в этой области проблем. Данные медицинские профессии и специальности будущего с описанием набора компетенций будут использованы для формирования регионального атласа перспективных компетенций в сфере здравоохранения.