В современных условиях жизнедеятельности общества значимость цифровых технологий непрерывно возрастает, а во время пандемии она достигла своего пика практически во всех сферах жизни человека. Профориентационная работа как элемент сферы образования позволяет человеку построить собственный карьерный вектор и определить какие компетенции и знания ему необходимы для получения той или иной профессии. Однако учитывая текущую социальную ситуацию необходима трансформация всей системы профессиональной ориентации в соответствии с требованиями окружающей действительности, что предполагает ее цифровизацию. Основной причиной, отражающей необходимость цифровизации профориентации, выступает потребность в расширении аудитории и увеличении эффективности проводимой работы. В сложившихся обстоятельствах, цифровая профориентация как новый способ организации процесса профессионального самоопределения предоставляет возможность для беспрепятственной реализации профориентационных мероприятий в различных условиях.
Цель проекта заключается в создании единой системы цифровой профориентации для организации сопровождения профориентационной работы и профессионального самоопределения среди обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций Иркутской области.
Задачи проекта включают в себя:
1) Формирование единой цифровой профориентационной среды.
2) Развитие Цифровой платформы Центра опережающей профессиональной подготовки Иркутской области и ее организационно-методическое и техническое сопровождение.
3) Популяризацию методов и технологий цифровой профориентационной деятельности в регионе.
Стратегическим направлением деятельности ЦОПП Иркутской области является внедрение в образовательный процесс цифровых технологий, включая технологии дистанционного обучения, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Конференция «Цифровая профориентация»
На площадке ЦОПП Иркутской области, 28 октября 2021 года, состоялась конференция «Цифровая профориентация», организованная в рамках совместного сотрудничества ЦОПП Иркутской области и центра цифрового образования детей «IT-куб» города Братска, при поддержке министерства образования Иркутской области.
В мероприятии приняли участие органы исполнительной власти, сотрудники научно–исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС., профессиональные образовательные организации, кванториумы, точки роста и школы.
Достаточно большая аудитория имела возможность участия в конференции посредством видеоконференцсвязи, общее число подключений составило более 100, а регистрацию прошли более 420 человек. Кроме того, была организована прямая трансляция конференции на YouTube канале.
С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра образования Иркутской области Е.В. Апанович и заместитель министра цифрового развития и связи Иркутской области В.А. Лойчиц.
Ведущие научные сотрудники Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХИГС И.С. Сергеев и Н.Ф. Родичев представили обзор лучших практик цифровой профориентации в России и за рубежом: https://drive.google.com/drive/folders/1dWfH1kvvprAOqgAJXACY84lf83sETt5C?usp=sharing
Руководитель центра развития форм профессиональной ориентации и самоопределения РИКП, Т.В. Измайлова в своём выступлении раскрыла основные концептуальные подходы к организации сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях перехода к цифровой экономике.
Заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» Ж.П. Черкасова поделилась опытом и обозначила факторы успешной профориентационной работы в регионе: https://drive.google.com/drive/folders/1mF50rU6QGEfwZ9Rodq91ClbbAm7ymwh_?usp=sharing
Заместитель директора ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж», руководитель ЦЦОД «IT-Куб», С.И. Зыкова, заведующая отделением ЦЦОД «IT-Куб», Е.Н. Котова, педагоги дополнительного образования ЦЦОД «IT-Куб», Т.Ю. Архипова, Е.С. Титенко представили опыт цифрового обучения детей в центре цифрового образования: https://drive.google.com/drive/folders/1j2cJczxqHBurlYjzPNm33ORPH9iOLPQn?usp=sharing
Преподаватель ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум», И.В. Силивончик рассказала об этапах подготовки учащихся к онлайн-пробам, о направлениях работы с родителями и педагогами при обеспечении условий профессионального самоопределения учащихся: https://docs.google.com/presentation/d/1uJvwFgYsZfxmr-BhXnQWqxLXDEXjzNly/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Начальник отдела учебно-методической работы и профессионального самоопределения ЦОПП Иркутской области, Е.А. Шмелёва поделилась уже существующими наработками в построении модели профориентационной работы с учетом цифровой трансформации образования в регионе: https://docs.google.com/presentation/d/1WSbpnHDv0BNfERTODsVPTkT07v_WbRyP/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Методист ЦОПП Иркутской области, Е.Ю. Решетникова сообщила участникам конференции о готовности цифровой платформы ЦОПП Иркутской области делать образование в регионе современным, увлекательным и продуктивным: https://docs.google.com/presentation/d/1Swt9zVyHR41V4th59b99GO3XZg1WuQ4x/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Участники конференции представили свое видение будущего, обозначили проблемные моменты и наметили общие пути их решения.
Конференция стала стартом построения модели профориентационной работы с учётом цифровой профориентации образования. Цифровая платформа ЦОПП Иркутской области готова стать площадкой для сбора лучших практик цифровой профнавигации, что позволит молодёжи и гражданам региона в едином окне использовать цифровые ресурсы при построении индивидуальной карьерной траектории.
С записью видеоконференции можно ознакомиться, пройдя по ссылке - https://youtu.be/Wy35l14D0fg