В современных условиях жизнедеятельности общества значимость цифровых технологий непрерывно возрастает, а во время пандемии она достигла своего пика практически во всех сферах жизни человека. Профориентационная работа как элемент сферы образования позволяет человеку построить собственный карьерный вектор и определить какие компетенции и знания ему необходимы для получения той или иной профессии. Однако учитывая текущую социальную ситуацию необходима трансформация всей системы профессиональной ориентации в соответствии с требованиями окружающей действительности, что предполагает ее цифровизацию. Основной причиной, отражающей необходимость цифровизации профориентации, выступает потребность в расширении аудитории и увеличении эффективности проводимой работы. В сложившихся обстоятельствах, цифровая профориентация как новый способ организации процесса профессионального самоопределения предоставляет возможность для беспрепятственной реализации профориентационных мероприятий в различных условиях.
Цель проекта заключается в создании единой системы цифровой профориентации для организации сопровождения профориентационной работы и профессионального самоопределения среди обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций Иркутской области.
Задачи проекта включают в себя:
1) Формирование единой цифровой профориентационной среды.
2) Развитие Цифровой платформы Центра опережающей профессиональной подготовки Иркутской области и ее организационно-методическое и техническое сопровождение.
3) Популяризацию методов и технологий цифровой профориентационной деятельности в регионе.
Стратегическим направлением деятельности ЦОПП Иркутской области является внедрение в образовательный процесс цифровых технологий, включая технологии дистанционного обучения, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Конференция «Цифровая профориентация»
На площадке ЦОПП Иркутской области, 28 октября 2021 года, состоялась конференция «Цифровая профориентация», организованная в рамках совместного сотрудничества ЦОПП Иркутской области и центра цифрового образования детей «IT-куб» города Братска, при поддержке министерства образования Иркутской области.
В мероприятии приняли участие органы исполнительной власти, сотрудники научно–исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС., профессиональные образовательные организации, кванториумы, точки роста и школы.
Достаточно большая аудитория имела возможность участия в конференции посредством видеоконференцсвязи, общее число подключений составило более 100, а регистрацию прошли более 420 человек. Кроме того, была организована прямая трансляция конференции на YouTube канале.
С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра образования Иркутской области Е.В. Апанович и заместитель министра цифрового развития и связи Иркутской области В.А. Лойчиц.
Ведущие научные сотрудники Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХИГС И.С. Сергеев и Н.Ф. Родичев представили обзор лучших практик цифровой профориентации в России и за рубежом: https://drive.google.com/drive/folders/1dWfH1kvvprAOqgAJXACY84lf83sETt5C?usp=sharing
Руководитель центра развития форм профессиональной ориентации и самоопределения РИКП, Т.В. Измайлова в своём выступлении раскрыла основные концептуальные подходы к организации сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях перехода к цифровой экономике.
Заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» Ж.П. Черкасова поделилась опытом и обозначила факторы успешной профориентационной работы в регионе: https://drive.google.com/drive/folders/1mF50rU6QGEfwZ9Rodq91ClbbAm7ymwh_?usp=sharing
Заместитель директора ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж», руководитель ЦЦОД «IT-Куб», С.И. Зыкова, заведующая отделением ЦЦОД «IT-Куб», Е.Н. Котова, педагоги дополнительного образования ЦЦОД «IT-Куб», Т.Ю. Архипова, Е.С. Титенко представили опыт цифрового обучения детей в центре цифрового образования: https://drive.google.com/drive/folders/1j2cJczxqHBurlYjzPNm33ORPH9iOLPQn?usp=sharing
Преподаватель ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум», И.В. Силивончик рассказала об этапах подготовки учащихся к онлайн-пробам, о направлениях работы с родителями и педагогами при обеспечении условий профессионального самоопределения учащихся: https://docs.google.com/presentation/d/1uJvwFgYsZfxmr-BhXnQWqxLXDEXjzNly/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Начальник отдела учебно-методической работы и профессионального самоопределения ЦОПП Иркутской области, Е.А. Шмелёва поделилась уже существующими наработками в построении модели профориентационной работы с учетом цифровой трансформации образования в регионе: https://docs.google.com/presentation/d/1WSbpnHDv0BNfERTODsVPTkT07v_WbRyP/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Методист ЦОПП Иркутской области, Е.Ю. Решетникова сообщила участникам конференции о готовности цифровой платформы ЦОПП Иркутской области делать образование в регионе современным, увлекательным и продуктивным: https://docs.google.com/presentation/d/1Swt9zVyHR41V4th59b99GO3XZg1WuQ4x/edit?usp=sharing&ouid=106178046344979678866&rtpof=true&sd=true
Участники конференции представили свое видение будущего, обозначили проблемные моменты и наметили общие пути их решения.
Конференция стала стартом построения модели профориентационной работы с учётом цифровой профориентации образования. Цифровая платформа ЦОПП Иркутской области готова стать площадкой для сбора лучших практик цифровой профнавигации, что позволит молодёжи и гражданам региона в едином окне использовать цифровые ресурсы при построении индивидуальной карьерной траектории.
С записью видеоконференции можно ознакомиться, пройдя по ссылке - https://youtu.be/Wy35l14D0fg
Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области провел анкетирование педагогических работников по вопросу внедрения и развития цифровой профориентационной деятельности среди профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Целью анкетирования является выявление уровня цифровизации профориентационной деятельности в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.
В число респондентов вошло 128 педагогических работников из различных профессиональных организаций Иркутской области, которым предлагалось ответить на 13 вопросов по тематике цифровизации профориентационной деятельности в регионе. Так, на вопрос «Какие профориентационные мероприятия проводятся в Вашей образовательной организации?» большая часть респондентов (50,8%) ответили о том, что в их профессиональной образовательной организации проводятся профессиональные пробы. Наименьшее число ответов педагогических работников (2,3%) относится к профориентационным мероприятиям, проводимым в виде семинаров, круглых столов и иных подобных мероприятий, связанных с тематикой профессионального самоопределения.
На вопрос о преобладающей форме проведения профориентационных мероприятий в Вашей образовательной организации педагогические работники ответили о том, что наиболее часто используется очная форма (72,7%), а наименее часто используется дистанционная форма (1,6%). Стоит также отметить, что в заочной форме мероприятия профориентационного характера полностью отсутствуют.
Среди основных видов профориентационных мероприятий в цифровом формате, которые реализуются в профессиональных образовательных организациях, большая часть респондентов отметила, что ведущей формой являются профессиональные пробы в режиме онлайн (39,1%), а также лидирующее положение занимают вебинары, мастер-классы и иные подобные мероприятия, связанные с цифровой профориентацией (30,5%). Наименьшая часть опрошенных ответили, что преобладающей формой реализации профориентации в цифровом формате выступает проведение профориентационных веб-квестов, марафонов и так далее (4,7%).
В качестве ключевых задач профессиональной образовательной организации, которые реализуются в рамках проведения профориентационных мероприятий в дистанционной (цифровой) форме, респонденты выделили популяризацию рабочих профессий, содействие в осознанном выборе профессиональной деятельности, привлечение внимания абитуриентов к поступлению в ПОО и предоставление им полной информации, необходимой профессионального самоопределения.
В число полезных ресурсов и материалов (сайты, информационные порталы и т.д.), используемых при подготовке и проведении мероприятий по цифровой профориентации опрошенные отнесли такие ресурсы как доска Padlet и Miro, виртуальный кабинет по профориентации «Шаг в будущее», Яндекс - профориентационные игры, сайт «Кто кем работает», сайт «Электронный музей профессий», сайт Центра опережающей профессиональной подготовки Иркутской области и ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования», сайт Федерального центра компетенций по профориентации «Zасобой», сайт WorldSkills Russia и Абилимпикс, Атлас новых профессий, Навигатум.
К основным материально-техническим инструментам необходимым для качественного проведения профориентационных мероприятий в дистанционном (цифровом) формате в наибольшей степени, по мнению респондентов, относятся компьютерное оборудование и оргтехника (39,1%), цифровые платформы и порталы (35,2%).
На вопрос о потребности в создании единой системы по внедрению и развитию цифровой профориентации в регионе большая часть опрошенных ответила, что необходимость в ней существует (85,9%).
Оценивая современный уровень цифровизации профориентационных мероприятий в системе СПО Иркутской области, большая часть респондентов отметила, что в данный момент она находится на среднем уровне и еще есть перспективы для дальнейшего развития (57,8%), при этом наименьшее число опрошенных ответили, что система находится на высоком уровне и потребность в дальнейшем развитии и цифровизации отсутствует (4,7%).
Среди факторов, способствующих внедрению и развитию цифровой профориентации в регионе, респонденты особо отметили популяризацию информационных ресурсов в молодежной среде (36,7%) и расширение функциональной полезности и создание новых информационных порталов, платформ, программ (35,2%).
К факторам, больше всего затрудняющим внедрение и развитие цифровой профориентации в Иркутской области, опрошенные отнесли недостаток или полное отсутствие необходимого материально-технического оснащения в образовательных организациях (44,5%) и недостаток или отсутствие необходимых информационных и/или социальных ресурсов для реализации мероприятий по цифровой профориентации в образовательных организациях (28,9%).
Таким образом, подводя итоги исследования, стоит отметить, что потребность в создании единой системы цифровой профориентационной деятельности в Иркутской области существует и достаточно актуальна, так как данная сфера профессионального самоопределения не получает должной реализации в профессиональных образовательных организациях региона ввиду ряда отягчающих факторов.
Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области провел запланированное анкетирование педагогических работников по вопросу внедрения и развития цифровой профориентационной деятельности среди образовательных организаций Иркутской области. Целью исследования является выявление уровня цифровизации профориентационной деятельности в образовательных организациях Иркутской области.
В число респондентов вошло 223 педагогических работника из различных образовательных организаций Иркутской области, которым предлагалось ответить на 13 вопросов по тематике цифровизации профориентационной деятельности в регионе. Так, на вопрос «Какие профориентационные мероприятия проводятся в Вашей образовательной организации?» большая часть опрошенных ответила, что преобладающим форматом проведения профориентационных мероприятий являются профессиональные пробы (89,2%), дни открытых дверей и ярмарки профессий (78,9%), встречи обучающихся с работодателями (71,7%).
На вопрос о преобладающей форме проведения профориентационных мероприятий в Вашей образовательной организации педагогические работники отметили, что наиболее часто используется очная форма (91,5%), а наименее часто применяется заочная форма (5,8%). Стоит также отметить, что в очной форме с использованием дистанционных технологий показатель проведения мероприятий профориентационного характера составляет 37,2%.
Среди основных видов профориентационных мероприятий в цифровом формате, которые реализуются в образовательных организациях, большая часть респондентов отметила, что ведущей формой являются вебинары, мастер-классы и иные подобные мероприятия, связанные с цифровой профориентацией (56,1%). Кроме того, приоритетное положение среди ответов респондентов занимают профессиональные пробы в режиме онлайн (40,8%) и профориентационные веб-квесты, марафоны (26,9%). Наименьшая часть опрошенных ответили, что преобладающей формой реализации профориентации в цифровом формате выступает проведение онлайн брифингов для обучающихся с работодателями (9,4%).
В качестве ключевых задач образовательной организации, которые реализуются в рамках проведения профориентационных мероприятий в дистанционной (цифровой) форме, респонденты выделили популяризацию рабочих профессий, содействие в осознанном выборе профессиональной деятельности, предоставление им полной информации, необходимой для дальнейшего профессионального самоопределения.
В число полезных ресурсов и материалов (сайты, информационные порталы и т.д.), используемых при подготовке и проведении мероприятий по цифровой профориентации опрошенные отнесли такие ресурсы как доска Padlet и Miro, виртуальный кабинет по профориентации «Шаг в будущее», Яндекс - профориентационные игры, сайт «Кто кем работает», сайт «Электронный музей профессий», сайт Центра опережающей профессиональной подготовки Иркутской области и ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования», сайт Федерального центра компетенций по профориентации «Zасобой», сайт WorldSkills Russia и Абилимпикс, Атлас новых профессий, Навигатум.
К основным материально-техническим инструментам необходимым для качественного проведения профориентационных мероприятий в дистанционном (цифровом) формате в наибольшей степени, по мнению респондентов, относятся компьютерное оборудование и оргтехника (79,8%), цифровые платформы и порталы (70,4%). Немного меньшее количество опрошенных отметили, что к требующимся материально-техническим инструментам также относится и информационно-программное обеспечение (61,9%).
На вопрос о потребности в создании единой системы по внедрению и развитию цифровой профориентации в регионе большая часть опрошенных ответила, что необходимость в ней существует (84,3%).
Оценивая современный уровень цифровизации профориентационных мероприятий в системе СПО Иркутской области, большая часть респондентов отметила, что в данный момент она находится на среднем уровне и еще есть перспективы для дальнейшего развития (67,3%), при этом наименьшее число опрошенных ответили, что система находится на высоком уровне и потребность в дальнейшем развитии и цифровизации отсутствует (8,1%).
Среди факторов, способствующих внедрению и развитию цифровой профориентации в регионе, респонденты особо отметили популяризацию информационных ресурсов в молодежной среде (61,9%) и расширение функциональной полезности и создание новых информационных порталов, платформ, программ (56,5%).
В качестве фактора больше всего затрудняющего внедрение и развитие цифровой профориентации в Иркутской области, опрошенные выделили недостаток или полное отсутствие необходимого материально-технического оснащения в образовательных организациях (43%). Равное распределение ответов респондентов получили такие факторы как недостаток или отсутствие необходимых компетенций у специалистов, отвечающих за реализацию профориентационных мероприятий в дистанционном (цифровом) формате, непосредственно в образовательных организациях (26,5%) и недостаток или отсутствие необходимых информационных и/или социальных ресурсов для реализации мероприятий по цифровой профориентации в образовательных организациях (26,5%).
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что потребность в создании единой системы цифровой профориентационной деятельности в Иркутской области является актуальной, так как данная сфера профессионального самоопределения не получает должной реализации в образовательных организациях региона ввиду ряда факторов.