ФОРСАЙТ-СЕССИИ


Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение») — это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области были проведены следующие форсайт-сессии:
    •  

      Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики "Сельское хозяйство" и "Лесное хозяйство" и механизм их обеспечения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

       

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Модераторы - представители Регионального агентства развития и оценки качества образования республики Бурятия.

       

      Задачи:


      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области по направлению «Сельское и лесное хозяйство»;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство» в Иркутской области до 2030 года;
      ‒ формирование перечня мероприятий (проектов, программ) с целью кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:

      - сформулированы 35 наиболее актуальных в регионе компетенции в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»
      - разработан ТОП-12 профессий и специальностей до 2035 года в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»:
      1.Педагог-ментор в области сельского хозяйства
      2. Агроинженер
      3. Биотехнолог
      4. Оператор агроумного производства
      5. Мехатроник
      6. Специалист запуска безотходного производства
      7. Программист приложений и сервисов
      8. Оператор БПЛА
      9. Маркетолог-аналитик
      10. Координатор управления с/х агрегатами
      11. Социальный эколог
      12. Лесовод-генетик

      По данным компетенциям участники сессии подготовили перечень необходимых знаний, навыков и функций; уровень требуемого образования;
      ресурсы необходимые для запуска образовательных программ, а также перечень стейкхолдеров, заинтересованных в специалистах, обладающих данными компетенциями


    • Цель форсайт-сессии - прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики "Транспорт/Логистика" к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.

      Формат - онлайн (точек подключения - 35, охват участников - 74)

      Участники - представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.

      Задачи:
      - определить основные тренды в развитии отрасли "Транспорт/Логистика"
      - определить технологии, внедряемы в отрасль "Транспорт/Логистика"
      - форматы взаимодействия заинтересованных лиц
      - сформировать перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов
      - определить компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      - составить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:
      1. При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:
      - вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
      - ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
      - стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
      - разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
      - ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
      - принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
      - унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.

      2. Основные тренды развития отрасли "Транспорт/Логистика" в регионе:
      • Цифровизация
      • Клиентоориентированность
      • Автоматизация производственных процессов
      • Повышение безопасности для окружающей среды
      • Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
      • Общая диспетчеризация
      • Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
      • Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения

      3. Технологии, внедряемые в отрасль
      • Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
      • Решения на основе искусственного интеллекта
      • Роботизация бизнес-процессов
      • Технологии разработки мобильных приложений
      • Технологии коллективного мышления
      • Технологии проектного управления
      • использование судов на альтернативных принципах движения

      4. Форматы взаимодействия
      • Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
      • Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
      • Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.

      5. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
      • Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
      • Межотраслевая коммуникация
      • Решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
      • Осуществлять ведение электронной документации помощью мобильных приложений
      • Осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
      • Организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
      • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
      • Владение иностранных языков в ПД
      • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт гибридного транспорта
      • Управление гибридным транспортным транспортом
      • Управление электробусом
      • Осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
      • Анализ и предупреждение проблем, связанных с функционированием транспортных сетей
      • Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами (есть в программах СПО)
      • Планирование коммерческой деятельности предприятия(есть)
      • Осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
      • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях крайнего севера

      6. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      • Пилот беспилотных летательных аппаратов,
      • Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
      • Бизнес администрирование транспортной сети
      • Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
      • Специалист по мобильным приложениям
      • Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
      • Проектировщик высокоскоростных железных дорог
      • Строитель «умных дорог»
      • Конструктор «умного локомотива»
      • Водитель электробуса

      7. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
      • Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
      • Разработка программ под заказ работодателей
      • Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
      • Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
      • Актуализация образовательных программ СПО
      • Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
      • Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
      • Создание зон опережающего развития
      • Совершенствование материально-технической базы ПОО
      • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
      • Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.

    • Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере.

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Задачи:
      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в IT-сфере;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере до 2035 года.

      Результаты:
      Участники мероприятия спрогнозировали появления следующих специалистов:
      - IT-методисты дистанционного обучения;
      - разработчики систем облачного хранения данных;
      - инженеры искусственного интеллекта;
      - IT-проектировщики информационной безопасности;
      - интернет-юристы;
      - кейсологи;
      -цифровые специалисты по работе с мозгом;
      -цифровые фассилитаторы;
      -гаджет-конструкторы;
      -специалисты по информационной безопасности в сфере квантовых компьютеров;
      -модераторы информационных систем.