Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение») — это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.
Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области были проведены следующие форсайт-сессии:
Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики "Сельское хозяйство" и "Лесное хозяйство" 28-30 сентября 2020 г.
Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики "Сельское хозяйство" и "Лесное хозяйство" и механизм их обеспечения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.
Модераторы - представители Регионального агентства развития и оценки качества образования республики Бурятия.
Задачи:
‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области по направлению «Сельское и лесное хозяйство»;
‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство» в Иркутской области до 2030 года;
‒ формирование перечня мероприятий (проектов, программ) с целью кадрового обеспечения отрасли.
Результаты:
Cформулированы наиболее актуальные в регионе компетенции в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»
- использовать знания основы географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
- применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
- использовать знания о современных методиках маркетинга, моделях развития и управления брендом компании, техниках и методах продаж в профессиональной деятельности
- использовать знания основ экономики и финансов (для управления ценой и бюджетом), основ социологии и психологии (для понимания потребителя), о современных направлениях дизайна (для понимания эстетики) при решении профессиональных задач
- коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения)
- развитие управленческих и педагогических компетенций наставника
-осуществлять подготовку, ТО, выполнять операции на лесозаготовительном и лесоперерабатывающем оборудовании с дистанционным управлением
- применять решения из сферы биотехнологии, в том числе технологии быстрорастущего леса, в профессиональной деятельности
- осуществлять организационно-правовое обеспечение информационной безопасности объекта защиты
- разрабатывать индивидуальные схемы питания человека с учетом результатов генетического анализа
- осуществлять деятельность по лесоклинингу
- применять технологии разработки и внедрения безотходных материалов в производственную деятельность
- применять знания о современных технологиях производства энергии в профессиональной деятельности
- осуществлять деятельность по рациональному использованию природных ресурсов с целью устойчивого развития
Разработан ТОП-12 профессий и специальностей до 2035 года в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»:
1.Педагог-ментор в области сельского хозяйства
2. Агроинженер
3. Биотехнолог
4. Оператор агроумного производства
5. Мехатроник
6. Специалист запуска безотходного производства
7. Программист приложений и сервисов
8. Оператор БПЛА
9. Маркетолог-аналитик
10. Координатор управления с/х агрегатами
11. Социальный эколог
12. Лесовод-генетик
По данным компетенциям участники сессии подготовили перечень необходимых знаний, навыков и функций; уровень требуемого образования;
ресурсы необходимые для запуска образовательных программ, а также перечень стейкхолдеров, заинтересованных в специалистах, обладающих данными компетенциями
Стратегическое прогнозирование изменений рынка труда с учетом технологических изменений в направлении экономики "Транспорт/Логистика". 11 ноября 2020 г.
Цель форсайт-сессии - прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики "Транспорт/Логистика" к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.
Участники - представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.
Задачи:
- определить основные тренды в развитии отрасли "Транспорт/Логистика"
- определить технологии, внедряемы в отрасль "Транспорт/Логистика"
- форматы взаимодействия заинтересованных лиц
- сформировать перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов
- определить компетенции, опережающей професcиональной подготовки
- составить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.
Результаты:
1. При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:
- вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
- ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
- стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
- разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
- ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
- принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
- унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.
2. Основные тренды развития отрасли "Транспорт/Логистика" в регионе:
• Цифровизация
• Клиентоориентированность
• Автоматизация производственных процессов
• Повышение безопасности для окружающей среды
• Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
• Общая диспетчеризация
• Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
• Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения
3. Технологии, внедряемые в отрасль
• Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
• Решения на основе искусственного интеллекта
• Роботизация бизнес-процессов
• Технологии разработки мобильных приложений
• Технологии коллективного мышления
• Технологии проектного управления
• использование судов на альтернативных принципах движения
4. Форматы взаимодействия
• Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
• Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
• Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.
5. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
• работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
• осуществлять межотраслевую коммуникацию
• решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
• решать производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
• осуществлять ведение электронной документации с помощью мобильных приложений
• осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
• Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
• организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
• осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
• владеть иностранным языком на уровне B1
• осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт гибридного транспорта
• управлять гибридным транспортом
• управлять электробусом
• осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
• анализировать и предупреждать проблемы, связанные с функционированием транспортных сетей
• работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами
• планировать коммерческую деятельность предприятия
• осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
• осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях Крайнего Севера
6. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
• Пилот беспилотных летательных аппаратов,
• Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
• Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
• Бизнес администрирование транспортной сети
• Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
• Специалист по мобильным приложениям
• Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
• Проектировщик высокоскоростных железных дорог
• Строитель «умных дорог»
• Конструктор «умного локомотива»
• Водитель электробуса
7. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
• Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
• Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
• Разработка программ под заказ работодателей
• Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
• Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
• Актуализация образовательных программ СПО
• Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
• Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
• Создание зон опережающего развития
• Совершенствование материально-технической базы ПОО
• Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
• Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.
Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере", 3 марта 2021 г.
Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере.
Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.
Задачи:
‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в IT-сфере;
‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере до 2035 года.
Результаты:
Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, востребованных в IT-сфере:
- Применять знания программ биометрии в профессиональной деятельности
- Применять знания работы с hardware в профессиональной деятельности
- Применять знания стека технологий и используемых в проекте компонентов, как в части фронтенда, так и бэкенда, для совершенствования профессиональной деятельности
- Проектировать системы защиты информации
- Проектировать сложные информационные системы
- Работать с большими данными (Big data)
- Применять системный подход к решению проблем, возникающих при решении профессиональных задач
- Программировать в средах разработки Python, С++, JavaScript, C#
- Применять знания основ программирования и 3D-моделирования для совершенствования профессиональной деятельности
- Разрабатывать структуру программ и блок-схемы
- Координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
- Принимать решения в нестандартных ситуациях
- Осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
- Доводить начатое до результата
- Предвидеть и задавать новые тенденции
- Применять знания технологий эмоциональной разгрузки и восстановления внутренних ресурсов человека при решении профессиональных задач
- Проектировать нейроинтерфейсы
- Разрабатывать программные решения с использованием блокчейн-технологий
- Применять знания о квантовых технологиях при решении профессиональных задач
ТОП-13 востребованных профессий и специальностей в IT-сфере до 2035 года:
1. IT-методисты дистанционного обучения
2. Инженеры искусственного интеллекта
3. Разработчики систем облачного хранения данных
4. Интернет-юристы
5. IT-проектировщики информационной безопасности
6. Кейсологи
7. Цифровые специалисты по работе с мозгом
8. Цифровые фассилитаторы
9. Гаджет-конструкторы
10. Специалисты по информационной безопасности в сфере квантовых компьютеров
11. Модераторы информационных систем
12. UX/IT-дизайнеры
13. Full stack- разработчики
Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма", 30 апреля 2021 г.
Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма Иркутской области.
Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.
Задачи:
‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в сфере сервиса и туризма;
‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма до 2035 года.
Результаты:
Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, в сфере сервиса и туризма:
- использовать знания основ географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
- использовать знания основ психологии, в том числе психологические особенности людей с ОВЗ, для совершенствования профессиональной деятельности
- применять знания основ физиологии питания и гигиены, технологии приготовления пищи из натуральных и экологически чистых ингредиентов при решении профессиональных задач
- применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
- применять знания об особенностях туристической отрасли в регионе при решении профессиональных задач
- организовывать туристические мероприятия с учетом индивидуальных запросов клиентов
- разбираться в технологиях виртуальной реальности, применять их для решения профессиональных задач
- осуществлять программирование и 3D-моделирование для совершенствования профессиональной деятельности
- внимательность, ответственность, коммуникабельность, умение управлять собой
- координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
- принимать решения в нестандартных ситуациях
- осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
- доводить начатое до результата
- применять способы индивидуального подхода к клиенту
- прогнозировать угрозы, определять возможности, предвидеть и задавать новые тенденции
- владеть 3 иностранными языками на уровне B1 (английский, китайский, другой иностранный язык)
ТОП-8 востребованных профессий и специальностей в сфере сервиса и туризма до 2035 года:
1. Специалист по гармонии с природой
2. Нанокомплектатор туристического оборудования
3. Оператор БПЛА в подводной и воздушной среде (специалист аэро-аква-мен)
4. Тьютор для лиц ОВЗ в области сервиса и туризма
5. Аналитик-менеджер-психолог в сфере сервиса и туризма
6. Гид по виртуальному миру
7. Эко-шеф-повар
8. Специалист по экотуризму
Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере здравоохранения 17 февраля 2022 г.
По итогам проведения Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области (далее – ЦОПП) форсайт-сессии в сфере здравоохранения были определены перечни компетенций, специальностей и профессий, появление которых прогнозируется на рынке труда Иркутской области до 2035 года.
С целью формирования единого информационного пространства системы профессионального образования региона профессиональным организациям СПО Иркутской области (далее – ПОО) было предложено участникам мероприятия разработать и реализовать краткосрочные дополнительные профессиональные программы и/или дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по предлагаемым компетенциям опережающей профессиональной подготовки. Разработанные программы рекомендуется размещать на цифровой платформе ЦОПП (http://cp.copp38.ru), которая предоставляет дополнительные возможности по реализации программ за счет увеличения охвата слушателей (информирование потенциальных слушателей, сбор и получение заявок на обучение, мониторинг потребностей обучающихся в востребованных компетенциях, бесплатная площадка для маркетингового продвижения образовательных услуг ПОО).
Предлагаем подробно ознакомиться с перечнем медицинских профессий и специальностей будущего, сформированного по результатам работы форсайт-сессии:
1) «Фельдшер ФАП»; 2) «IT-медик»; 3) «Специалист персонифицированной медицины»; 4) «Консультант по здоровой личности»; 5) «Специалист по здоровой старости»; 6) «Фельдшер-оператор – геронтоконсультант»; 7) «WEB-фельдшер»; 8) «Фельдшер-консультант»; 9) «Специалист по предиктивно-регенеративной медицине»; 10) «Специалист в сфере ДНК-технологий»; 11) «Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине».
Участники Форсайт-сессии не только создали данные профессии и специальности, руководствуясь своими представлениями о будущих специалистах региональной сферы здравоохранения, кроме того, они также разработали для каждой профессии и специальности свой список компетенций, которыми должен обладать тот или иной специалист. Так, в перечень компетенций необходимых для фельдшера ФАП входят такие как знание топографической анатомии различных областей организма человека, знание техники оперативных вмешательств на различных органах и тканях, знание особенностей обеспечения анестезиологического пособия при неотложных оперативных вмешательствах, умение проводить дифференциальную диагностику жизненно угрожающих заболеваний и состояний, умение определять показания к неотложным оперативным вмешательствам, умение обеспечивать послеоперационное наблюдение и интенсивную терапию и многое другое.
IT-медик как высококвалифицированный специалист должен обладать следующими компетенциями: пациентоориентированность, IT-компетенции, системное мышление, мультиязычность, знание основ менеджмента и маркетинга, а также умение работать в команде.
Специалист персонифицированной медицины для выполнения своих профессиональных обязанностей должен иметь такие компетенции как системное мышление, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, знание иностранных языков и этических норм, знание основ фармакогенетического тестирования, навыки составления молекулярной диеты, владение методами неинвазивной диагностики, владение методами тканевой терапии и индивидуальной лекарственной терапии.
Консультант по здоровой личности как специалист широкого профиля медицинской сферы должен иметь в своем арсенале ряд компетенций, среди которых осуществление комплексного подхода, знание здоровьесберегающих технологий, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, знание информационно-компьютерных технологий, коммуникативная грамотность, креативность, способность к рефлексии и умение мотивировать.
Специалист по здоровой старости для осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать глубокими знаниями в сфере медицины, фармакологии и генетики, иметь навыки по работе с компьютером и специализированными медицинскими программами, а также быть коммуникабельным.
В рамках своей работы фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен владеть информационными и коммуникационными технологиями, быть способным ставить диагнозы в онлайн-режиме, ориентироваться в диагностике и профилактике болезней, уметь корректировать образ жизни, подбирать подходящий режим питания и физической активности для пациента, проводить мониторинг состояния здоровья пациента, определять программы лечения пациентов, корректировать лечение, осуществлять контроль эффективности лечения. Кроме того, чтобы эффективно выполнять свои трудовые функции фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен быть клиентоориентированным, стрессоустойчивым и готовым к активной работе с людьми.
WEB-фельдшер для реализации своей профессиональной деятельности должен иметь компетенции по работе с информационными и компьютерными технологиями, способность к постановке диагноза в онлайн-режиме, знания в области диагностирования заболеваний, а также уметь назначать лечение и проводить прием для пациента в дистанционном формате, оказывать психологическую помощь. WEB-фельдшер в своей работе кроме указанных компетенций также должен владеть навыками по системному мышлению, межотраслевой коммуникативности, мультиязычности и мультикультурности, работе с людьми и решению проблем, быть клиентоориентированным и стрессоустойчивым, знать основы программирования, робототехники и работы с искусственным интеллектом.
В список компетенций, необходимых для фельдшера-консультанта входят такие как обладание знаниями по деловой коммуникации, современным стандартам лечения различных заболеваний и патологий, нормативно-правовым основам, принципам организации медицинской помощи пациенту, типам лечебно-диагностического оборудования, владение способностью по поиску информации и постановке задач, установлению доверительных отношений, проведению обследований для диагностики и лечения пациента, оказанию помощи при различных патологиях и заболеваниях, умение применять на практике технологии из сферы телемедицины, использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Среди компетенций специалиста по предиктивно-регенеративной медицине следует выделить владение навыками по работе с нанотехнологиями и биотехнологиями, знаниями в языковой сфере. Также необходимо отметить, специалист по предиктивно-регенеративной медицине должен обладать коммуникативными технологиями для обмена опытом, способностями к научно-исследовательской работе, стремлением к знаниям, развитым клиническим мышлением, отличаться высоким уровнем профессионализма.
Специалист в сфере ДНК-технологий должен иметь знания и понимание сущности и основ генетики, уметь использовать информационные технологии и современные достижения науки, быть способным осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее по назначению, выбирать методы и способы решения профессиональных задач, повышать уровень своей информированности о медицине. Кроме того, специалист в сфере ДНК-технологий должен уметь планировать свою деятельность, осуществлять анализ, ориентироваться в изменениях современных технологий, проводить исследования ДНК.
Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине обязан иметь в своем арсенале такие компетенции как способность к автоматизации и систематизации информации для быстрой и своевременной постановки диагноза, дополнительной диагностике и направлению для консультации к соответствующему врачу. Также он должен разбираться в основах программирования, быть способным к работе в условиях неопределенности, использованию информационных компьютерных технологий, постановке предварительного диагноза и сбору анамнеза.
В целом следует отметить, что развитие сферы здравоохранения в Иркутской области имеет приоритетное значение для социальной политики региона, поэтому появление представленных 11 медицинских профессий и специальностей будущего может стать решением для ряда существующих в этой области проблем.
Данные медицинские профессии и специальности будущего с описанием набора компетенций будут использованы для формирования регионального атласа перспективных компетенций в сфере здравоохранения.