ФОРСАЙТ-СЕССИИ


Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение») — это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области были проведены следующие форсайт-сессии:
    •  

      Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики "Сельское хозяйство" и "Лесное хозяйство" и механизм их обеспечения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

       

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Модераторы - представители Регионального агентства развития и оценки качества образования республики Бурятия.

       

      Задачи:


      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области по направлению «Сельское и лесное хозяйство»;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство» в Иркутской области до 2030 года;
      ‒ формирование перечня мероприятий (проектов, программ) с целью кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:

      Cформулированы наиболее актуальные в регионе компетенции в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»
      - использовать знания основы географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
      - применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
      - использовать знания о современных методиках маркетинга, моделях развития и управления брендом компании, техниках и методах продаж в профессиональной деятельности
      - использовать знания основ экономики и финансов (для управления ценой и бюджетом), основ социологии и психологии (для понимания потребителя), о современных направлениях дизайна (для понимания эстетики) при решении профессиональных задач
      - коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения)
      - развитие управленческих и педагогических компетенций наставника
      -осуществлять подготовку, ТО, выполнять операции на лесозаготовительном и лесоперерабатывающем оборудовании с дистанционным управлением
      - применять решения из сферы биотехнологии, в том числе технологии быстрорастущего леса, в профессиональной деятельности
      - осуществлять организационно-правовое обеспечение информационной безопасности объекта защиты
      - разрабатывать индивидуальные схемы питания человека с учетом результатов генетического анализа
      - осуществлять деятельность по лесоклинингу
      - применять технологии разработки и внедрения безотходных материалов в производственную деятельность
      - применять знания о современных технологиях производства энергии в профессиональной деятельности
      - осуществлять деятельность по рациональному использованию природных ресурсов с целью устойчивого развития

      Разработан ТОП-12 профессий и специальностей до 2035 года в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»:
      1.Педагог-ментор в области сельского хозяйства
      2. Агроинженер
      3. Биотехнолог
      4. Оператор агроумного производства
      5. Мехатроник
      6. Специалист запуска безотходного производства
      7. Программист приложений и сервисов
      8. Оператор БПЛА
      9. Маркетолог-аналитик
      10. Координатор управления с/х агрегатами
      11. Социальный эколог
      12. Лесовод-генетик

      По данным компетенциям участники сессии подготовили перечень необходимых знаний, навыков и функций; уровень требуемого образования;
      ресурсы необходимые для запуска образовательных программ, а также перечень стейкхолдеров, заинтересованных в специалистах, обладающих данными компетенциями
       

    • Цель форсайт-сессии - прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики "Транспорт/Логистика" к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.

      Формат - онлайн (точек подключения - 35, охват участников - 74)

      Участники - представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.

      Задачи:
      - определить основные тренды в развитии отрасли "Транспорт/Логистика"
      - определить технологии, внедряемы в отрасль "Транспорт/Логистика"
      - форматы взаимодействия заинтересованных лиц
      - сформировать перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов
      - определить компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      - составить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:
      1. При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:
      - вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
      - ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
      - стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
      - разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
      - ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
      - принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
      - унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.

      2. Основные тренды развития отрасли "Транспорт/Логистика" в регионе:
      • Цифровизация
      • Клиентоориентированность
      • Автоматизация производственных процессов
      • Повышение безопасности для окружающей среды
      • Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
      • Общая диспетчеризация
      • Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
      • Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения

      3. Технологии, внедряемые в отрасль
      • Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
      • Решения на основе искусственного интеллекта
      • Роботизация бизнес-процессов
      • Технологии разработки мобильных приложений
      • Технологии коллективного мышления
      • Технологии проектного управления
      • использование судов на альтернативных принципах движения

      4. Форматы взаимодействия
      • Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
      • Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
      • Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.

      5. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
      • работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
      • осуществлять межотраслевую коммуникацию
      • решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
      • решать производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
      • осуществлять ведение электронной документации с помощью мобильных приложений
      • осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
      • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
      • организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
      • осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
      • владеть иностранным языком на уровне B1
      • осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт гибридного транспорта
      • управлять гибридным транспортом
      • управлять электробусом
      • осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
      • анализировать и предупреждать проблемы, связанные с функционированием транспортных сетей
      • работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами
      • планировать коммерческую деятельность предприятия
      • осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
      • осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях Крайнего Севера

      6. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      • Пилот беспилотных летательных аппаратов,
      • Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
      • Бизнес администрирование транспортной сети
      • Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
      • Специалист по мобильным приложениям
      • Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
      • Проектировщик высокоскоростных железных дорог
      • Строитель «умных дорог»
      • Конструктор «умного локомотива»
      • Водитель электробуса

      7. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
      • Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
      • Разработка программ под заказ работодателей
      • Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
      • Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
      • Актуализация образовательных программ СПО
      • Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
      • Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
      • Создание зон опережающего развития
      • Совершенствование материально-технической базы ПОО
      • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
      • Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.

    • Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере.

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Задачи:
      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в IT-сфере;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере до 2035 года.

      Результаты:

      Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, востребованных в IT-сфере:

      - Применять знания программ биометрии в профессиональной деятельности
      - Применять знания работы с hardware в профессиональной деятельности
      - Применять знания стека технологий и используемых в проекте компонентов, как в части фронтенда, так и бэкенда, для совершенствования профессиональной деятельности
      - Проектировать системы защиты информации
      - Проектировать сложные информационные системы
      - Работать с большими данными (Big data)
      - Применять системный подход к решению проблем, возникающих при решении профессиональных задач
      - Программировать в средах разработки Python, С++, JavaScript, C#
      - Применять знания основ программирования и 3D-моделирования для совершенствования профессиональной деятельности
      - Разрабатывать структуру программ и блок-схемы
      - Координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
      - Принимать решения в нестандартных ситуациях
      - Осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
      - Доводить начатое до результата
      - Предвидеть и задавать новые тенденции
      - Применять знания технологий эмоциональной разгрузки и восстановления внутренних ресурсов человека при решении профессиональных задач
      - Проектировать нейроинтерфейсы
      - Разрабатывать программные решения с использованием блокчейн-технологий
      - Применять знания о квантовых технологиях при решении профессиональных задач

      ТОП-13 востребованных профессий и специальностей в IT-сфере до 2035 года:
      1. IT-методисты дистанционного обучения
      2. Инженеры искусственного интеллекта
      3. Разработчики систем облачного хранения данных
      4. Интернет-юристы
      5. IT-проектировщики информационной безопасности
      6. Кейсологи
      7. Цифровые специалисты по работе с мозгом
      8. Цифровые фассилитаторы
      9. Гаджет-конструкторы
      10. Специалисты по информационной безопасности в сфере квантовых компьютеров
      11. Модераторы информационных систем
      12. UX/IT-дизайнеры
      13. Full stack- разработчики
    • Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма Иркутской области.

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Задачи:
      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в сфере сервиса и туризма;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма до 2035 года.

      Результаты:

      Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, в сфере сервиса и туризма:

      - использовать знания основ географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
      - использовать знания основ психологии, в том числе психологические особенности людей с ОВЗ, для совершенствования профессиональной деятельности
      - применять знания основ физиологии питания и гигиены, технологии приготовления пищи из натуральных и экологически чистых ингредиентов при решении профессиональных задач
      - применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
      - применять знания об особенностях туристической отрасли в регионе при решении профессиональных задач
      - организовывать туристические мероприятия с учетом индивидуальных запросов клиентов
      - разбираться в технологиях виртуальной реальности, применять их для решения профессиональных задач
      - осуществлять программирование и 3D-моделирование для совершенствования профессиональной деятельности
      - внимательность, ответственность, коммуникабельность, умение управлять собой
      - координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
      - принимать решения в нестандартных ситуациях
      - осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
      - доводить начатое до результата
      - применять способы индивидуального подхода к клиенту
      - прогнозировать угрозы, определять возможности, предвидеть и задавать новые тенденции
      - владеть 3 иностранными языками на уровне B1 (английский, китайский, другой иностранный язык)

      ТОП-8 востребованных профессий и специальностей в сфере сервиса и туризма до 2035 года:
      1. Специалист по гармонии с природой
      2. Нанокомплектатор туристического оборудования
      3. Оператор БПЛА в подводной и воздушной среде (специалист аэро-аква-мен)
      4. Тьютор для лиц ОВЗ в области сервиса и туризма
      5. Аналитик-менеджер-психолог в сфере сервиса и туризма
      6. Гид по виртуальному миру
      7. Эко-шеф-повар
      8. Специалист по экотуризму
       
    • По итогам проведения Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области (далее – ЦОПП) форсайт-сессии в сфере здравоохранения были определены перечни компетенций, специальностей и профессий, появление которых прогнозируется на рынке труда Иркутской области до 2035 года.

      С целью формирования единого информационного пространства системы профессионального образования региона профессиональным организациям СПО Иркутской области (далее – ПОО) было предложено участникам мероприятия разработать и реализовать краткосрочные дополнительные профессиональные программы и/или дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по предлагаемым компетенциям опережающей профессиональной подготовки. Разработанные программы рекомендуется размещать на цифровой платформе ЦОПП (http://cp.copp38.ru), которая предоставляет дополнительные возможности по реализации программ за счет увеличения охвата слушателей (информирование потенциальных слушателей, сбор и получение заявок на обучение, мониторинг потребностей обучающихся в востребованных компетенциях, бесплатная площадка для маркетингового продвижения образовательных услуг ПОО).

      Предлагаем подробно ознакомиться с перечнем медицинских профессий и специальностей будущего, сформированного по результатам работы форсайт-сессии:

      1) «Фельдшер ФАП»; 2) «IT-медик»; 3) «Специалист персонифицированной медицины»; 4) «Консультант по здоровой личности»; 5) «Специалист по здоровой старости»; 6) «Фельдшер-оператор – геронтоконсультант»; 7) «WEB-фельдшер»; 8) «Фельдшер-консультант»; 9) «Специалист по предиктивно-регенеративной медицине»; 10) «Специалист в сфере ДНК-технологий»; 11) «Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине».

      Участники Форсайт-сессии не только создали данные профессии и специальности, руководствуясь своими представлениями о будущих специалистах региональной сферы здравоохранения, кроме того, они также разработали для каждой профессии и специальности свой список компетенций, которыми должен обладать тот или иной специалист. Так, в перечень компетенций необходимых для фельдшера ФАП входят такие как знание топографической анатомии различных областей организма человека, знание техники оперативных вмешательств на различных органах и тканях, знание особенностей обеспечения анестезиологического пособия при неотложных оперативных вмешательствах, умение проводить дифференциальную диагностику жизненно угрожающих заболеваний и состояний, умение определять показания к неотложным оперативным вмешательствам, умение обеспечивать послеоперационное наблюдение и интенсивную терапию и многое другое.

      IT-медик как высококвалифицированный специалист должен обладать следующими компетенциями: пациентоориентированность, IT-компетенции, системное мышление, мультиязычность, знание основ менеджмента и маркетинга, а также умение работать в команде.
      Специалист персонифицированной медицины для выполнения своих профессиональных обязанностей должен иметь такие компетенции как системное мышление, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, знание иностранных языков и этических норм, знание основ фармакогенетического тестирования, навыки составления молекулярной диеты, владение методами неинвазивной диагностики, владение методами тканевой терапии и индивидуальной лекарственной терапии.

      Консультант по здоровой личности как специалист широкого профиля медицинской сферы должен иметь в своем арсенале ряд компетенций, среди которых осуществление комплексного подхода, знание здоровьесберегающих технологий, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, знание информационно-компьютерных технологий, коммуникативная грамотность, креативность, способность к рефлексии и умение мотивировать.

      Специалист по здоровой старости для осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать глубокими знаниями в сфере медицины, фармакологии и генетики, иметь навыки по работе с компьютером и специализированными медицинскими программами, а также быть коммуникабельным.

      В рамках своей работы фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен владеть информационными и коммуникационными технологиями, быть способным ставить диагнозы в онлайн-режиме, ориентироваться в диагностике и профилактике болезней, уметь корректировать образ жизни, подбирать подходящий режим питания и физической активности для пациента, проводить мониторинг состояния здоровья пациента, определять программы лечения пациентов, корректировать лечение, осуществлять контроль эффективности лечения. Кроме того, чтобы эффективно выполнять свои трудовые функции фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен быть клиентоориентированным, стрессоустойчивым и готовым к активной работе с людьми.

      WEB-фельдшер для реализации своей профессиональной деятельности должен иметь компетенции по работе с информационными и компьютерными технологиями, способность к постановке диагноза в онлайн-режиме, знания в области диагностирования заболеваний, а также уметь назначать лечение и проводить прием для пациента в дистанционном формате, оказывать психологическую помощь. WEB-фельдшер в своей работе кроме указанных компетенций также должен владеть навыками по системному мышлению, межотраслевой коммуникативности, мультиязычности и мультикультурности, работе с людьми и решению проблем, быть клиентоориентированным и стрессоустойчивым, знать основы программирования, робототехники и работы с искусственным интеллектом.

      В список компетенций, необходимых для фельдшера-консультанта входят такие как обладание знаниями по деловой коммуникации, современным стандартам лечения различных заболеваний и патологий, нормативно-правовым основам, принципам организации медицинской помощи пациенту, типам лечебно-диагностического оборудования, владение способностью по поиску информации и постановке задач, установлению доверительных отношений, проведению обследований для диагностики и лечения пациента, оказанию помощи при различных патологиях и заболеваниях, умение применять на практике технологии из сферы телемедицины, использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

      Среди компетенций специалиста по предиктивно-регенеративной медицине следует выделить владение навыками по работе с нанотехнологиями и биотехнологиями, знаниями в языковой сфере. Также необходимо отметить, специалист по предиктивно-регенеративной медицине должен обладать коммуникативными технологиями для обмена опытом, способностями к научно-исследовательской работе, стремлением к знаниям, развитым клиническим мышлением, отличаться высоким уровнем профессионализма.

      Специалист в сфере ДНК-технологий должен иметь знания и понимание сущности и основ генетики, уметь использовать информационные технологии и современные достижения науки, быть способным осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее по назначению, выбирать методы и способы решения профессиональных задач, повышать уровень своей информированности о медицине. Кроме того, специалист в сфере ДНК-технологий должен уметь планировать свою деятельность, осуществлять анализ, ориентироваться в изменениях современных технологий, проводить исследования ДНК.

      Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине обязан иметь в своем арсенале такие компетенции как способность к автоматизации и систематизации информации для быстрой и своевременной постановки диагноза, дополнительной диагностике и направлению для консультации к соответствующему врачу. Также он должен разбираться в основах программирования, быть способным к работе в условиях неопределенности, использованию информационных компьютерных технологий, постановке предварительного диагноза и сбору анамнеза.

      В целом следует отметить, что развитие сферы здравоохранения в Иркутской области имеет приоритетное значение для социальной политики региона, поэтому появление представленных 11 медицинских профессий и специальностей будущего может стать решением для ряда существующих в этой области проблем.

      Данные медицинские профессии и специальности будущего с описанием набора компетенций будут использованы для формирования регионального атласа перспективных компетенций в сфере здравоохранения.
    • VI региональная Форсайт – сессия по «Формированию перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере строительства» состоялась 19 октября 2022 года. Она объединила более 100 участников, среди которых были представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, союза и ассоциации строительных организаций Приангарья.

      Организатором сессии выступил Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области, структурное подразделение Тулунского аграрного техникума при поддержке министерства образования и министерства строительства Иркутской области.

      Форсайт-сессия проходит уже не в первый раз, но цель является до сих пор единой и продолжает быть актуальной. Задача участников не предсказывать будущее, а совместными усилиями и с учётом всех факторов влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет.

      Отправной точкой сессии стали слова приветствия Елены Владимировны Апанович, заместителя министерства образования Иркутской области и Елены Петровны Кондратенко, ведущего советника отдела развития стройиндустрии министерства строительства Иркутской области.

      Основная канва мероприятия была задана представителями сообщества работодателей. Артём Михайлович Игнатенков, начальник квалификационного отдела Ассоциации регионального отраслевого объединения работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» и Виктор Александрович Бровко, генеральный директор Исполнительной дирекции Союза строителей Иркутской области, обозначили ряд наиболее актуальных проблем: нехватка квалифицированных кадров, низкая привлекательность строительных профессий и специальностей среди молодёжи. Кроме того, раскрыли позиции укрепления кадрового потенциала, связанного с динамичным развитием экономики и технологий в строительной отрасли региона, пожелали нашим участникам успешной, эффективной и плодотворной работы.

      Своё видение будущего стройиндустрии и комфортного городского пространства представил Астафьев Сергей Александрович, директор Проектного офиса БГУ, эксперт региональной проектной группы АСИ по направлению «Городское развитие».

      В ходе форсайт-сессии команды, состоящие из представителей разных инстанций, обсуждали широкий круг проблем, анализировали состояние отрасли строительства, формировали тренды возможного развития строительной отрасли в будущем, описывая основные угрозы и возможности внедрения трендов в жизнь. В результате, все 10 подгрупп представили своё видение портрета будущего специалиста сферы строительства со своим уникальным набором компетенций: Специалист по реконструкции и модернизации сооружений; Recent - техник; Сварщик будущего; Smart-техник; Специалист по проектированию энергонулевых домов; Геодезист будущего; Проектировщик инфраструктуры «Умного дома»; Специалист по модернизации строительных технологий; Проектировщик 3D печати в строительной области; Специалист по благоустройству придомовых территорий.

      Проведённый форсайт продемонстрировал отличную командную продуктивную работу, стал фундаментом для сплочения специалистов в сфере строительства.

    • В Иркутской области, в рамках деловой программы Регионального чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы», 23 марта 2023 года состоялась VII форсайт-сессия «Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере образования». Организатором мероприятия выступил Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области, структурное подразделение Тулунского аграрного техникума, при активном содействии Министерства образования Иркутской области.

      В мероприятии приняли участие более 120 человек, среди которых представители Министерства образования Иркутской области, студенты и преподаватели профессиональных и высших образовательных организаций региона, сообщество работодателей сферы образования представили руководители и сотрудники дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, высших учебных заведений, а также управленческий состав учреждений культуры и дополнительного образования. Главной задачей для участников форсайт-сессии стало определение ключевых компетенций необходимых для педагогического работника будущего и формирование актуальных трендов для развития всей региональной системы образования.

       

      Спикерами мероприятия стали начальник управления профессионального образования Министерства образования Иркутской области, Ольга Викторовна Хайрулина, которая рассказала о значимости опережающей подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для экономики региона, директор Иркутского техникума транспорта и строительства, Татьяна Николаевна Ломакина, описала ключевые тренды системы подготовки специалистов профессионального образования, директор Иркутского областного учебно-методического центра культуры и искусства «Байкал», Валентина Александровна Трускавецкая, представила главные направления развития системы дополнительного образования детей и взрослых, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института Иркутского государственного университета, Альфия Гамировна Шумовская, презентовала доклад о роли креативной компетентности в деятельности педагога дошкольного образования.

       

      В ходе форсайт-сессии участники в составе своих команд на протяжении семи часов генерировали свои предложения и проекты, посвященные возможным направлениям будущего развития образовательной сферы, описали основные угрозы и возможности внедрения этих трендов в реальную жизнь, а также представили свое видение профессионального портрета педагога будущего.

       


        В топ востребованных профессий будущего в сфере образования разработанного в рамках форсайт-сессии вошли:
      1. Педагог-дуалист в области дошкольного и дополнительного образования;
      2. Наставник в области цифрового искусства;
      3. Ментор-блогер;
      4. Специалист по поиску и развитию талантов;
      5. Специалист по дизайну образовательных траекторий;
      6. Педагог-наставник проектного обучения;
      7. Vita-ментор;
      8. Логист образования;
      9. Медиа-педагог;
      10. VR-педагог;
      11. Цифровой ментор по работе с детьми с ОВЗ.

       

      Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области выражает благодарность всем участникам форсайт-сессии за активную и плодотворную работу!