ФОРСАЙТ-СЕССИИ


Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение») — это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области были проведены следующие форсайт-сессии:
    •  

      Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики "Сельское хозяйство" и "Лесное хозяйство" и механизм их обеспечения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

       

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Модераторы - представители Регионального агентства развития и оценки качества образования республики Бурятия.

       

      Задачи:


      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области по направлению «Сельское и лесное хозяйство»;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство» в Иркутской области до 2030 года;
      ‒ формирование перечня мероприятий (проектов, программ) с целью кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:

      Cформулированы наиболее актуальные в регионе компетенции в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»
      - использовать знания основы географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
      - применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
      - использовать знания о современных методиках маркетинга, моделях развития и управления брендом компании, техниках и методах продаж в профессиональной деятельности
      - использовать знания основ экономики и финансов (для управления ценой и бюджетом), основ социологии и психологии (для понимания потребителя), о современных направлениях дизайна (для понимания эстетики) при решении профессиональных задач
      - коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения)
      - развитие управленческих и педагогических компетенций наставника
      -осуществлять подготовку, ТО, выполнять операции на лесозаготовительном и лесоперерабатывающем оборудовании с дистанционным управлением
      - применять решения из сферы биотехнологии, в том числе технологии быстрорастущего леса, в профессиональной деятельности
      - осуществлять организационно-правовое обеспечение информационной безопасности объекта защиты
      - разрабатывать индивидуальные схемы питания человека с учетом результатов генетического анализа
      - осуществлять деятельность по лесоклинингу
      - применять технологии разработки и внедрения безотходных материалов в производственную деятельность
      - применять знания о современных технологиях производства энергии в профессиональной деятельности
      - осуществлять деятельность по рациональному использованию природных ресурсов с целью устойчивого развития

      Разработан ТОП-12 профессий и специальностей до 2035 года в отраслях экономики «Сельское хозяйство» и «Лесное хозяйство»:
      1.Педагог-ментор в области сельского хозяйства
      2. Агроинженер
      3. Биотехнолог
      4. Оператор агроумного производства
      5. Мехатроник
      6. Специалист запуска безотходного производства
      7. Программист приложений и сервисов
      8. Оператор БПЛА
      9. Маркетолог-аналитик
      10. Координатор управления с/х агрегатами
      11. Социальный эколог
      12. Лесовод-генетик

      По данным компетенциям участники сессии подготовили перечень необходимых знаний, навыков и функций; уровень требуемого образования;
      ресурсы необходимые для запуска образовательных программ, а также перечень стейкхолдеров, заинтересованных в специалистах, обладающих данными компетенциями


    • Цель форсайт-сессии - прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики "Транспорт/Логистика" к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.

      Формат - онлайн (точек подключения - 35, охват участников - 74)

      Участники - представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.

      Задачи:
      - определить основные тренды в развитии отрасли "Транспорт/Логистика"
      - определить технологии, внедряемы в отрасль "Транспорт/Логистика"
      - форматы взаимодействия заинтересованных лиц
      - сформировать перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов
      - определить компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      - составить перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.

      Результаты:
      1. При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:
      - вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
      - ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
      - стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
      - разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
      - ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
      - принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
      - унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.

      2. Основные тренды развития отрасли "Транспорт/Логистика" в регионе:
      • Цифровизация
      • Клиентоориентированность
      • Автоматизация производственных процессов
      • Повышение безопасности для окружающей среды
      • Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
      • Общая диспетчеризация
      • Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
      • Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения

      3. Технологии, внедряемые в отрасль
      • Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
      • Решения на основе искусственного интеллекта
      • Роботизация бизнес-процессов
      • Технологии разработки мобильных приложений
      • Технологии коллективного мышления
      • Технологии проектного управления
      • использование судов на альтернативных принципах движения

      4. Форматы взаимодействия
      • Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
      • Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
      • Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.

      5. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
      • работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
      • осуществлять межотраслевую коммуникацию
      • решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
      • решать производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
      • осуществлять ведение электронной документации с помощью мобильных приложений
      • осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
      • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
      • организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
      • осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
      • владеть иностранным языком на уровне B1
      • осуществлять диагностику, обслуживание и ремонт гибридного транспорта
      • управлять гибридным транспортом
      • управлять электробусом
      • осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
      • анализировать и предупреждать проблемы, связанные с функционированием транспортных сетей
      • работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами
      • планировать коммерческую деятельность предприятия
      • осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
      • осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях Крайнего Севера

      6. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
      • Пилот беспилотных летательных аппаратов,
      • Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
      • Бизнес администрирование транспортной сети
      • Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
      • Специалист по мобильным приложениям
      • Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
      • Проектировщик высокоскоростных железных дорог
      • Строитель «умных дорог»
      • Конструктор «умного локомотива»
      • Водитель электробуса

      7. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
      • Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
      • Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
      • Разработка программ под заказ работодателей
      • Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
      • Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
      • Актуализация образовательных программ СПО
      • Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
      • Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
      • Создание зон опережающего развития
      • Совершенствование материально-технической базы ПОО
      • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
      • Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.

    • Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере.

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Задачи:
      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в IT-сфере;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в IT-сфере до 2035 года.

      Результаты:

      Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, востребованных в IT-сфере:

      - Применять знания программ биометрии в профессиональной деятельности
      - Применять знания работы с hardware в профессиональной деятельности
      - Применять знания стека технологий и используемых в проекте компонентов, как в части фронтенда, так и бэкенда, для совершенствования профессиональной деятельности
      - Проектировать системы защиты информации
      - Проектировать сложные информационные системы
      - Работать с большими данными (Big data)
      - Применять системный подход к решению проблем, возникающих при решении профессиональных задач
      - Программировать в средах разработки Python, С++, JavaScript, C#
      - Применять знания основ программирования и 3D-моделирования для совершенствования профессиональной деятельности
      - Разрабатывать структуру программ и блок-схемы
      - Координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
      - Принимать решения в нестандартных ситуациях
      - Осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
      - Доводить начатое до результата
      - Предвидеть и задавать новые тенденции
      - Применять знания технологий эмоциональной разгрузки и восстановления внутренних ресурсов человека при решении профессиональных задач
      - Проектировать нейроинтерфейсы
      - Разрабатывать программные решения с использованием блокчейн-технологий
      - Применять знания о квантовых технологиях при решении профессиональных задач

      ТОП-13 востребованных профессий и специальностей в IT-сфере до 2035 года:
      1. IT-методисты дистанционного обучения
      2. Инженеры искусственного интеллекта
      3. Разработчики систем облачного хранения данных
      4. Интернет-юристы
      5. IT-проектировщики информационной безопасности
      6. Кейсологи
      7. Цифровые специалисты по работе с мозгом
      8. Цифровые фассилитаторы
      9. Гаджет-конструкторы
      10. Специалисты по информационной безопасности в сфере квантовых компьютеров
      11. Модераторы информационных систем
      12. UX/IT-дизайнеры
      13. Full stack- разработчики

    • Цель форсайт-сессии - формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма Иркутской области.

      Участники - представители законодательной и исполнительной власти Иркутской области, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, общественных организаций, институтов развития, научных организаций региона, местного бизнес-сообщества.

      Задачи:
      ‒ прогнозирование изменений на рынке труда Иркутской области в сфере сервиса и туризма;
      ‒ прогнозирование и планирование изменений научных и технологический изменений в отрасли;
      ‒ формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере сервиса и туризма до 2035 года.

      Результаты:

      Перечень компетенций высококвалифицированных специалистов, в сфере сервиса и туризма:

      - использовать знания основ географии, океанографии, геологии, орнитологии, гидрологии, экологии, биологии, регионоведения при решении профессиональных задач
      - использовать знания основ психологии, в том числе психологические особенности людей с ОВЗ, для совершенствования профессиональной деятельности
      - применять знания основ физиологии питания и гигиены, технологии приготовления пищи из натуральных и экологически чистых ингредиентов при решении профессиональных задач
      - применять технологические решения из сферы фундаментальных наук для решения профессиональных задач
      - применять знания об особенностях туристической отрасли в регионе при решении профессиональных задач
      - организовывать туристические мероприятия с учетом индивидуальных запросов клиентов
      - разбираться в технологиях виртуальной реальности, применять их для решения профессиональных задач
      - осуществлять программирование и 3D-моделирование для совершенствования профессиональной деятельности
      - внимательность, ответственность, коммуникабельность, умение управлять собой
      - координировать действия участников процесса с целью достижения общего результата
      - принимать решения в нестандартных ситуациях
      - осуществлять поиск информации для решения задач в профессиональной и смежных областях
      - доводить начатое до результата
      - применять способы индивидуального подхода к клиенту
      - прогнозировать угрозы, определять возможности, предвидеть и задавать новые тенденции
      - владеть 3 иностранными языками на уровне B1 (английский, китайский, другой иностранный язык)

      ТОП-8 востребованных профессий и специальностей в сфере сервиса и туризма до 2035 года:
      1. Специалист по гармонии с природой
      2. Нанокомплектатор туристического оборудования
      3. Оператор БПЛА в подводной и воздушной среде (специалист аэро-аква-мен)
      4. Тьютор для лиц ОВЗ в области сервиса и туризма
      5. Аналитик-менеджер-психолог в сфере сервиса и туризма
      6. Гид по виртуальному миру
      7. Эко-шеф-повар
      8. Специалист по экотуризму


    • По итогам проведения Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области (далее – ЦОПП) форсайт-сессии в сфере здравоохранения были определены перечни компетенций, специальностей и профессий, появление которых прогнозируется на рынке труда Иркутской области до 2035 года.

      С целью формирования единого информационного пространства системы профессионального образования региона профессиональным организациям СПО Иркутской области (далее – ПОО) было предложено участникам мероприятия разработать и реализовать краткосрочные дополнительные профессиональные программы и/или дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по предлагаемым компетенциям опережающей профессиональной подготовки. Разработанные программы рекомендуется размещать на цифровой платформе ЦОПП (http://cp.copp38.ru), которая предоставляет дополнительные возможности по реализации программ за счет увеличения охвата слушателей (информирование потенциальных слушателей, сбор и получение заявок на обучение, мониторинг потребностей обучающихся в востребованных компетенциях, бесплатная площадка для маркетингового продвижения образовательных услуг ПОО).

      Предлагаем подробно ознакомиться с перечнем медицинских профессий и специальностей будущего, сформированного по результатам работы форсайт-сессии:

      1) «Фельдшер ФАП»; 2) «IT-медик»; 3) «Специалист персонифицированной медицины»; 4) «Консультант по здоровой личности»; 5) «Специалист по здоровой старости»; 6) «Фельдшер-оператор – геронтоконсультант»; 7) «WEB-фельдшер»; 8) «Фельдшер-консультант»; 9) «Специалист по предиктивно-регенеративной медицине»; 10) «Специалист в сфере ДНК-технологий»; 11) «Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине».

      Участники Форсайт-сессии не только создали данные профессии и специальности, руководствуясь своими представлениями о будущих специалистах региональной сферы здравоохранения, кроме того, они также разработали для каждой профессии и специальности свой список компетенций, которыми должен обладать тот или иной специалист. Так, в перечень компетенций необходимых для фельдшера ФАП входят такие как знание топографической анатомии различных областей организма человека, знание техники оперативных вмешательств на различных органах и тканях, знание особенностей обеспечения анестезиологического пособия при неотложных оперативных вмешательствах, умение проводить дифференциальную диагностику жизненно угрожающих заболеваний и состояний, умение определять показания к неотложным оперативным вмешательствам, умение обеспечивать послеоперационное наблюдение и интенсивную терапию и многое другое.

      IT-медик как высококвалифицированный специалист должен обладать следующими компетенциями: пациентоориентированность, IT-компетенции, системное мышление, мультиязычность, знание основ менеджмента и маркетинга, а также умение работать в команде.
      Специалист персонифицированной медицины для выполнения своих профессиональных обязанностей должен иметь такие компетенции как системное мышление, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, знание иностранных языков и этических норм, знание основ фармакогенетического тестирования, навыки составления молекулярной диеты, владение методами неинвазивной диагностики, владение методами тканевой терапии и индивидуальной лекарственной терапии.

      Консультант по здоровой личности как специалист широкого профиля медицинской сферы должен иметь в своем арсенале ряд компетенций, среди которых осуществление комплексного подхода, знание здоровьесберегающих технологий, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, знание информационно-компьютерных технологий, коммуникативная грамотность, креативность, способность к рефлексии и умение мотивировать.

      Специалист по здоровой старости для осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать глубокими знаниями в сфере медицины, фармакологии и генетики, иметь навыки по работе с компьютером и специализированными медицинскими программами, а также быть коммуникабельным.

      В рамках своей работы фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен владеть информационными и коммуникационными технологиями, быть способным ставить диагнозы в онлайн-режиме, ориентироваться в диагностике и профилактике болезней, уметь корректировать образ жизни, подбирать подходящий режим питания и физической активности для пациента, проводить мониторинг состояния здоровья пациента, определять программы лечения пациентов, корректировать лечение, осуществлять контроль эффективности лечения. Кроме того, чтобы эффективно выполнять свои трудовые функции фельдшер-оператор – геронтоконсультант должен быть клиентоориентированным, стрессоустойчивым и готовым к активной работе с людьми.

      WEB-фельдшер для реализации своей профессиональной деятельности должен иметь компетенции по работе с информационными и компьютерными технологиями, способность к постановке диагноза в онлайн-режиме, знания в области диагностирования заболеваний, а также уметь назначать лечение и проводить прием для пациента в дистанционном формате, оказывать психологическую помощь. WEB-фельдшер в своей работе кроме указанных компетенций также должен владеть навыками по системному мышлению, межотраслевой коммуникативности, мультиязычности и мультикультурности, работе с людьми и решению проблем, быть клиентоориентированным и стрессоустойчивым, знать основы программирования, робототехники и работы с искусственным интеллектом.

      В список компетенций, необходимых для фельдшера-консультанта входят такие как обладание знаниями по деловой коммуникации, современным стандартам лечения различных заболеваний и патологий, нормативно-правовым основам, принципам организации медицинской помощи пациенту, типам лечебно-диагностического оборудования, владение способностью по поиску информации и постановке задач, установлению доверительных отношений, проведению обследований для диагностики и лечения пациента, оказанию помощи при различных патологиях и заболеваниях, умение применять на практике технологии из сферы телемедицины, использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

      Среди компетенций специалиста по предиктивно-регенеративной медицине следует выделить владение навыками по работе с нанотехнологиями и биотехнологиями, знаниями в языковой сфере. Также необходимо отметить, специалист по предиктивно-регенеративной медицине должен обладать коммуникативными технологиями для обмена опытом, способностями к научно-исследовательской работе, стремлением к знаниям, развитым клиническим мышлением, отличаться высоким уровнем профессионализма.

      Специалист в сфере ДНК-технологий должен иметь знания и понимание сущности и основ генетики, уметь использовать информационные технологии и современные достижения науки, быть способным осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее по назначению, выбирать методы и способы решения профессиональных задач, повышать уровень своей информированности о медицине. Кроме того, специалист в сфере ДНК-технологий должен уметь планировать свою деятельность, осуществлять анализ, ориентироваться в изменениях современных технологий, проводить исследования ДНК.

      Специалист по работе с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в медицине обязан иметь в своем арсенале такие компетенции как способность к автоматизации и систематизации информации для быстрой и своевременной постановки диагноза, дополнительной диагностике и направлению для консультации к соответствующему врачу. Также он должен разбираться в основах программирования, быть способным к работе в условиях неопределенности, использованию информационных компьютерных технологий, постановке предварительного диагноза и сбору анамнеза.

      В целом следует отметить, что развитие сферы здравоохранения в Иркутской области имеет приоритетное значение для социальной политики региона, поэтому появление представленных 11 медицинских профессий и специальностей будущего может стать решением для ряда существующих в этой области проблем.

      Данные медицинские профессии и специальности будущего с описанием набора компетенций будут использованы для формирования регионального атласа перспективных компетенций в сфере здравоохранения.