Сетевое взаимодействие

Сетевое

Сетевое взаимодействие в среднем профессиональном образовании (СПО) — это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Участники сетевого взаимодействия могут привлекать органы исполнительной власти, работодателей и их объединения, методические, общественные и иные организации.

Сетевое обучение в системе СПО — способ образовательной деятельности, при котором используются ресурсы других образовательных организаций. Он основан на взаимодействии субъектов сети в сферах целеполагания, отбора содержания, проектирования форм учебной деятельности студентов, реализации ими компетенций при решении профессиональных задач.

 

Цели сетевого взаимодействия в СПО:

  • решение образовательных задач, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению; 
  • порождение новых форм работы и форматов взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения);
  • развитие системы профессионального образования в целом и повышение качества образовательной деятельности.

 

Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон)

Сетевая форма реализации образовательных программ содержит огромный потенциал повышения качества и результативности кадрового обеспечения экономики в условиях ограниченности ресурсов и ужесточения требований к кадрам со стороны работодателей

Применение механизмов сетевого взаимодействия способствует решению проблемы дефицита ресурсов одной образовательной организации для удовлетворения (реализации) требований к качеству подготовки кадров и привлечению организаций-партнеров для совместной реализации образовательных программ

Некоторые преимущества сетевого обучения в СПО: 

Формирование практических навыков. В сетевой образовательной программе акцент сделан на практической составляющей: выполнение заданий, проектов, работа с реальными кейсами

Гибкость и доступность образования. Студенты могут изучать материалы и проходить занятия в любое время и в любом месте, где есть доступ к интернету

Создание сети контактов и новых возможностей. Обучающиеся на платформе могут взаимодействовать с преподавателями и студентами из разных стран и культур, обмениваться опытом и идеями

Улучшение процесса образования. Преподаватели могут применять инновационные методики, использовать интерактивные и мультимедийные материалы, создавать интерактивные задания и оценивать студентов в режиме реального времени.

Алгоритм действий для организации сетевого взаимодействия

Данный алгоритм включает подготовительный этап, разработку нормативно-правовой базы, определение механизмов финансирования и реализацию проектов в рамках сетевого взаимодействия.

Цель — обеспечить возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных.

Подготовительный этап

  • Оценка собственных ресурсов образовательной организации. Выявить ресурсные дефициты (кадровые, материальные, технические, методические и т. д.) и зафиксировать их в форме аналитической справки.
  • Определение перечня возможных направлений для организации сетевого взаимодействия. Учесть территориальные и демографические особенности субъекта, на территории которого планируется внедрение сетевой формы.
  • Поиск организации-партнёра. Оценить её материально-технический, инфраструктурный и кадровый потенциал. 
  • Разработка и утверждение положения о реализации образовательных программ в сетевой форме. 
  • Внесение изменений в действующие локальные акты, регламентирующие порядок сетевого взаимодействия. 

Нормативно-правовая база

  • Заключение договора о сетевом взаимодействии между организациями-партнёрами. В договоре закрепляются принципы взаимодействия: требования к образовательному процессу, материально-техническому обеспечению, способу реализации сетевого взаимодействия. 
  • Разработка и утверждение совместной образовательной программы с организацией-партнёром. 
  • При необходимости — получение лицензии на оказание образовательных услуг по реализации программы в сетевой форме, если у организации-партнёра её нет. 

Финансирование

  • Определение механизмов финансового обеспечения сетевого взаимодействия. Например:
    • взаимозачёт оплаты оказанных услуг организациями-партнёрами (отношения простого бартера); 
    • оплата по договору о сетевой форме реализации образовательных программ, соглашению или государственному (муниципальному) контракту; 
    • без оплаты по договору о сетевой форме при условии предоставления необходимых средств обучения, расходных материалов. 
  • Учёт дополнительных затрат и издержек, связанных с сетевой формой взаимодействия (например, расходов на транспортное обеспечение, материально-техническое обеспечение образовательного процесса). 

Реализация

  • Согласование сетевого плана со всеми участниками и прогнозирование оптимальных сроков выполнения. Партнёры должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
  • Реализация сетевых образовательных проектов — совместной деятельности организаций-партнёров, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленную на достижение совместного результата. Формы совместных мероприятий: организация конкурсов, научно-исследовательских конференций, творческие встречи, мастер-классы, выставки.
  • Мониторинг результативности сетевого взаимодействия — анализ реализации программ, написание аналитической справки, где делается вывод о результативности взаимодействия.