Назад

 

Описание

С каждым годом число желающих отдохнуть за пределами на Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:

  • • социальный педагог;
  • • старший вожатый;
  • • педагог-организатор;
  • • воспитатель и старший воспитатель;
  • • педагог-библиотекарь;
  • • тьютор.

Основная цель вида профессиональной деятельности специалиста в области воспитания является: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей. Рассмотрим более подробно.

1.Работа социального педагога направлена на психологическую реабилитацию, а зачастую и правовую поддержку детей, которых называют «трудными» или «проблемными». Педагогическая деятельность такого специалиста сочетается с оказанием эмоциональной и другой помощи. Она необходима многим детям - живущим в неприемлемых условиях, страдающим от насилия дома или в социальном окружении, не имеющим базового материального обеспечения.

Среди ключевых обязанностей социального педагога - взаимодействие с детьми, работа с их психологическим состоянием с целью уменьшения проблем и предотвращения их появления в будущем. Для этого используются специальные коррекционные методы, арт-терапия, индивидуальное общение с ребенком и т.д. Другие обязанности в рамках профессии:

  • • работа с семьями, законными представителями детей - чтобы наладить межличностные взаимоотношения, добиться комфортных условий для ребенка;
  • • защита прав детей и юридическая поддержка - в сохранении жилья, получении социальной помощи, материальных выплат и льгот;
  • • организация мероприятий, направленных на психологическую стабилизацию и корректировку поведенческих проблем ребенка — это может быть воспитательная работа, проведение совместных игр, культурно-досуговая деятельность;
  • • адаптация детей в социуме - помощь в выявлении способностей, получении полезных навыков, профориентации, трудоустройстве;
  • • патронат, сотрудничество с социальными службами, при необходимости - организация медицинской, психиатрической помощи.

Профессия требует специальных знаний в области семейного, трудового законодательства, психологии, общей и социальной педагогики, психодиагностики. Необходимо владеть диагностическими методиками определения склонностей, способностей ребенка, техниками реабилитации и социализации «трудных» детей. Важно уметь практически реализовывать общественно-педагогические мероприятия, организовывать работу по воспитанию и социальной защите подопечных.

Социальные педагоги достаточно быстро трудоустраиваются, в особенности при наличии опыта. Однако, работу можно найти даже сразу после обучения - если не специалистом, то его помощником, тьютором.

Социальный педагог может трудоустроиться в:

  • • образовательных учреждениях школьного и среднего профессионального уровня;
  • • школах-интернатах, семейных, коррекционных центрах;
  • • соцслужбах, кризисных центрах оказания помощи;
  • • некоммерческих, благотворительных организациях;
  • • учреждениях, занимающихся адаптацией детей с криминальными наклонностями, правоохранительных органах,детских садах, дошкольных развивающих центрах

Карьерный рост зависит от многих факторов - какая у человека квалификация, есть ли у него дополнительная или смежная специальность, насколько сложные обязанности он выполняет. Существует стереотип, что на данной позиции карьерный рост затруднен, но это не так. При постоянном развитии, наращивании компетенций, социальный педагог сможет добиться карьерных успехов.

Среди возможных должностей - старший специалиста или начальника отдела в государственных или муниципальных структурах, общественный защитник, детский психолог, социолог. При стремлении к самостоятельной деятельности можно создать собственный центр адаптации и защиты или общественную приемную. Размер заработной платы определяется стажем, местом трудоустройства, обязанностями. В регионах России она составляет от 15 000 рублей до 30 000 рублей. Увеличить размер заработной платы можно, взяв на себя смежные обязанности или получив дополнительное образование.

2. Старший вожатый - самостоятельная профессия, относящаяся к группе педагогических воспитательных профессий, тип социального педагога. Предмет труда - дети и подростки, коллективы, в которые они объединены (пионерские отряды, дружины, детские организации), учащиеся школы, не члены детских объединений.

Целью труда вожатого является обеспечение деятельности школьной детской организации (пионерской дружины) в соответствии с целями, задачами, функциями и принципами деятельности организации.

Специфика трудовой деятельности вожатого состоит в том, что цели и результатов труда вожатый достигает только путем организации и всемирного развития общественно-полезной, нравственно направленной самодеятельности детей.

Вожатый - кадровый работник организации и представитель народного образования в общественном детском объединении. Как кадровый работник организации работает над осуществлением уставных целей организации под руководством районных городских детских организаций, как представитель образования находится в административном подчинении отделов (управлений) образования, директора школы и решает задачи в интересах организации и органов образования.

3. Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.

Основная деятельность педагога-организатора связана с планированием работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.

К основным обязанностям работника относятся:

  • - организация культурно-досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учреждениями культуры и спорта, другими организациями;
  • - создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;
  • - развитие у обучающихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;
  • - оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученикам.

Профессия педагога-организатора востребована. Могут работать в кружках, домах детского творчества, школах, детских садах, детских лагерях отдыха.

Педагоги-организаторы могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они проводят в помещении. В работе педагоги-организаторы используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания. Специальной формы не предусмотрено. Педагоги-организаторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность педагога-организатора связана с высокой степенью ответственности, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям. Для овладения профессией педагога-организатора необходимо среднее профессиональное образование либо высшее образование в области педагогики. Карьерный рост педагога-организатора связан с накоплением опыта. В зависимости от опыта педагогам присваивается разряд. Может предполагать управленческий путь карьеры. Со временем педагог-организатор может стать руководителем досугового центра.

4. Профессия воспитатель широко распространена, на вакантные места всегда требуются специалисты, имеющие должное образование. По окончанию учебного курса всем студентам профиля дошкольное образование выдается диплом, с помощью которого можно вполне беспрепятственно устроиться воспитателем, методистом в любое дошкольное учреждение.

Воспитатели могут работать в: муниципальных детских садах; частных детских садах; в доме творчества и культуры; частных центрах развития для детей дошкольного возраста; в семьях нянями.

Больше всего предложений в государственных детских садах – в любом городе специалист не останется без работы. Воспитатели, которые преподавали в таких садиках, позже идут работать в частные сады или центры развития ребенка.

Заработная плата воспитателей может зависеть от количества отработанных часов, ставки, общей нагрузки и многого другого. Средняя зарплата по стране – 20 тысяч рублей.Педагог-воспитатель или дефектолог-воспитатель получают больше – около 20 тысяч рублей. Карьерный рост в данной сфере быстрый, но не всегда вместе с ним растет и заработная плата. Во многих садах помощники воспитателя и сами воспитатели получают одинаковую ставку. Именно поэтому работники идут получать высшее образование - с дипломом можно взять дополнительную нагрузку или начать заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии.

5. Жизнь вносит свои коррективы, и в связи с ростом значимости таких моментов появилась новая профессия - школьный педагог-библиотекарь.Такая должность официально введена в 2011 года, и не локально, а распоряжением министерства образования.

педагог-библиотекарь хранит существующий книжный фонд, а по мере возможности расширяет его. Но при этом упор делается на совершенно другое - библиотека учебного заведения должна стать полноценным средством социализации обучающихся, а не просто местом, где они время от времени берут книги. Поставлена задача наращивать активность коммуникации и сделать библиотеку полноправным звеном информационного образования. В официальных распоряжениях подчеркивается, что должна вырасти значимость читательской инициативы со стороны самих детей, то есть их следует заинтересовывать и привлекать сознательно, а не просто ставить требования прочитать одно или другое издание.Ответственность педагога-библиотекаря намного выше, а его работа куда многограннее, чем у старого работника библиотеки в школе, но и статус при этом выше — фактически он приравнен к «учителям-предметникам».

Такой подход позволил:

  • • улучшить материальное стимулирование;
  • • добавить полномочий и льгот наравне с «обычными педагогами»;
  • • одновременно и повысить требования к самим кандидатам и сотрудникам, которые теперь должны проходить аттестацию и другие проверки.

Специальное педагогическое образование для этой должности не требуется. Необходимо лишь владеть, собственно, навыками библиотечного дела. Это прямо предписано приказом министерства здравоохранения и социального развития об утверждении должности педагога-библиотекаря. Там указано, что он обязан иметь высшее профессиональное - не имеет разницы, педагогическое или библиотечное - образование. Тот же приказ говорит, что требований к стажу предъявлять нельзя, но он влияет на уровень оплаты.

И все же в ближайшее время будет нужно пройти дополнительную подготовку. Так, при отсутствии педагогического образования педагог-библиотекарь обязан с 1 января 2019 года иметь дополнительное профессиональное образование сообразно направлению действия образовательного учреждения.

6. В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах - Кембридже и Оксфорде - в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена - всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать. Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка - физических, интеллектуальных, психологических. Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство - это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст Должность тьютора относится к самому высокому - четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет. Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко - такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии - там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе. Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Получить родственную профессию можно:

  • - ЧУПО «Иркутский гуманитарно-технический колледж (г. Усть-Кут)»;
  • - ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж»;
  • - ГБПОУ ИО «Киренский профессионально-педагогический колледж»;
  • - ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»;
  • - ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж»;
  • - ГБПОУ ИО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова»;
  • - ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж».