Назад

 

Описание

Компетенция Ворлдскиллс - «Изготовление прототипов».

Аддитивные технологии – специальность относительно новая, российские колледжи и вузы занимаются подготовкой студентов с 2017-2018 года. Что это за профессия, насколько она востребована и какие перспективы у молодых дипломированных специалистов?

Подготовка будущих специалистов осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), полного общего образования (11 классов) в  СПО (код специальности – 15.02.09).

В Иркутске и Иркутской области сегодня этой специальности не обучают, поэтому можно подать документы, например, в Уральский политехнический колледж - Межрегиональный центр компетенций, Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства, Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака, Колледж Воронежского института высоких технологий, Красноярский техникум промышленного сервиса, Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий, Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина и др.

Длительность обучения – 3 года 10 месяцев и 2 года 10 месяцев. По окончании учебного заведения выпускникам присваивается квалификация специалист по аддитивным технологиям. Продолжить обучение они могут в ВУЗах и получить степень бакалавра. Программы бакалавриата рассчитаны на 4 года. Код специальности «Аддитивные технологии» в университетах — 2.27.03.05.

Аддитивные технологии – это инновационный способ производства товаров разных промышленных групп методом послойного наращивания сырья. 3D принтер – самый известный пример устройства, работающего по описываемому принципу. Материалы, способы нанесения могут отличаться, но в каждом случае продукция производится по единому принципу – послойному наращиванию. За основу технологи берут пластик, поликарбонат, бетон, металл, живые клетки – любые материалы. Начало использования аддитивных технологий стало прорывом для современной промышленности, открыло дополнительные возможности. Сегодня они применяются в разных отраслях: строительство, дизайн и архитектура, медицина, машиностроение, научно-исследовательская работа, энергетика, электротехника, авиационная промышленность. Самый известный пример применения – 3D принтер. Потенциал у этого направления мощный: с годами его популярность будет набирать обороты, а сферы применения расширяться. Эксперты рынка труда прогнозируют высокий спрос на специалистов по аддитивным технологиям. Причина растущей популярности кроется в их особенностях: внедрение послойного наращивания сокращает себестоимость изготовления товара и ускоряет процесс его производства. При этом качество конечной продукции не только не теряется, а и повышается. Периодически в средствах массовой информации публикуются новости о создании бионических протезов, человеческих органов для пересадки, одежды, предметов быта, которые объединяет одно – все они напечатаны на 3D принтерах. В перспективе массовым станет печать автомобилей, жилых домов и других объектов капитального строительства. Инновации требуют хорошего технического и практического знания предмета, поэтому программы подготовки студентов включают максимум прикладных дисциплин.

В колледжах и университетах дисциплины разбиты на несколько модулей, чтобы каждое направление было проработано досконально, без пробелов в образовании. Курс подготовки техника и инженера-технолога включает десятки спецпредметов, включая:

- технический рисунок – от продумывания композиции до верстки и выбора шрифтов, практический промышленный дизайн, в процессе которого каждый студент будет работать над собственным проектом, рассчитывать его, создавать макет из бумаги,  основы моделирования из Лего, других инструментов, в том числе с использованием простой 3D-печати, трехмерная графика и изучение программного обеспечения, практические навыки его использования, изучение разных технологий 3D, их отличий, сфер применения, допечатная подготовка 3D-моделей, оцифровка реальных объектов, создание презентаций проектов в разных программах, в том числе с очками виртуальной реальности, углубленное изучение векторной графики и других графических редакторов, моделирование цифровых скульптур, организация производств и их оптимизация, работа с технологическими стартапами, инженерный анализ, выездные практические занятия на производствах с использованием аддитивных технологий, стажировка на предприятии с возможным дальнейшим трудоустройством.

 В должностные обязанности специалиста входят производство продукции методом послойного наращивания. Оно включает организацию подготовительных мероприятий, сырья, запуск производства и контроль за его ходом, составление производственной технической документации, необходимой отчетности.

Работа над технологическим процессом производства. Сюда входят: подготовка 3D моделей деталей, комплектующих, разработка программы управления трехмерной печатью, разработка отдельных технологических этапов, внедрение новой технологии в производство, создание новых и модернизация действующих производственных цепочек аддитивными способами.

 Управление аддитивными производствами: оно подразумевает административные функции: организацию работы с привлечением сотрудников и бригад подрядчиков, руководство работой, включая своевременное обеспечение специалистов необходимыми ресурсами, ведение технической документации и отчетности.

Кем работать? Диплом специалиста по аддитивным технологиям позволяет заниматься: 3D-моделированием и компьютерным проектированием, эксплуатацией и обслуживанием аддитивных машин, индустриальным дизайном, инженерным проектированием, финальной обработкой объектов, изготовленных с применением аддитивных технологий, оптимизацией производств с применением цифровых технологий и разработкой, и выводом новых товаров на потребительский рынок.

 Заработная плата дипломированного техника без опыта работы составляет 35-45 тысяч рублей. В дальнейшем она будет расти.

Будущий инженер по аддитивным технологиям должен: знать материаловедение, в совершенстве владеть специализированным ПО и использовать его функционал в полном объеме, знать основы бизнес-планирования, уметь презентовать свой проект, четко сформулировав конечную цель, просчитав расходы и себестоимость производства, креативно мыслить, искать новые интересные решения, мысленно выстраивать всю технологическую цепочку, уметь точно и быстро подбирать материалы, инструменты, другие ресурсы для реализации проекта.

 Технолог должен быть готов к тому, что его инновационные проекты, идеи не на всех производствах востребованы. В России это направление только набирает обороты – удельный вес отечественных предприятий, использующих его, не превышает 1,5% в общем объеме мирового рынка. Эксперты прогнозируют ему дальнейшее развитие. Мировое лидерство удерживают Германия, Америка и Китай. Бизнесмены и инвесторы из этих государств охотно сотрудничают с перспективными российскими специалистами, предлагая им достойные условия и оплату труда.