Назад

 

 

Россия - одна из стран с самыми большими месторождениями нефти и газа. Многие месторождения с несложной добычей уже истощаются, а потребности экономики и нашей страны, и зарубежных партнеров в российской нефти только увеличиваются. От молодых специалистов - выпускников направления «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», ожидается непосредственное участие в разработке и проектировании новых месторождений нефти и газа в малодоступных районах - на севере Сибири, на шельфах тихоокеанского побережья и на шельфе Северного ледовитого океана. Для этого специалистам предстоит выполнять работы по строительству новых нефтяных и газовых скважин на суше и на море, а также ремонту, реконструкции и восстановлению уже работающих скважин.


Применение новейших методов физики и химии в исторической геологии составляет главный стержень будущего этой науки. Как бы ни были еще несовершенны эти методы, очевидно, что за ними огромное будущее.
Нефтегазовое дело является одной из самых востребованных области деятельности человека. И если раньше капитал государства оценивался по количеству золота, то теперь - по количеству нефти и газа. В России есть огромный запас этих веществ, но большинство их находится в труднодоступных для добычи местах - на шельфе в северных морях, или в труднодоступных землях тундры. Разработать и открыть новые месторождения нефти и газа - задача для современных специалистов.

 
Изучая эту специальность, студенты окунаются в мир интереснейших теорий, одна из которых -  это антиклинальная. Она привлекает к себе довольно длительное и серьезное внимание. Антиклинальная теория зародилась еще до того, как была пробурена первая нефтяная скважина. Но своей актуальности она не потеряла по сегодняшний день. В теории идёт речь о зависимости между залежами нефти и антиклинальной складчатостью. Кроме того, студенты изучают химию нефти и газа, их химический состав и методы анализа. В процессе обучения обязательно изучаются источники тепла и теплового потока Земли, магнетизм пород и минералов. Будущим специалистам необходимо владеть знаниями в области месторождений подземных вод и методы их изучения, а также вопросах утилизации стоков в недра Земли. 


Обучение.
Уровень подготовки: базовый


Квалификация: горный техник - технолог, специалист по горным работам;


Нормативный срок освоения (срок обучения) по очной форме обучения:
•    на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев;
•    на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.


Перечень профессий СПО по укрупненной группе профессий 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия:
- горнорабочий разреза;
- слесарь - ремонтник;
-машинист насосных установок.

 

Область профессиональной деятельности выпускников:
•    ведение технологических процессов при добыче полезных ископаемых открытым способом на производственном участке.


Объекты профессиональной деятельности выпускников:
•    горные породы;
•    технологический процесс разработки горных пород;
•    горнотранспортное оборудование;
•    техническая и технологическая документация;
•    первичные трудовые коллективы.
•    рудные и угольные разрезы, карьеры по добыче нерудных строительных материалов
•    горнодобывающие предприятия по разработке россыпных и техногенных месторождений на материке, шельфе, в океане и в закрытых водоемах на должностях главных специалистов и руководителей отрасли.


Горный техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
•    Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
•    Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ.
•    Организация деятельности персонала производственного подразделения.
•    Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

 

Горный техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
•    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
•    организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
•    принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
•    осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
•    использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
•    работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
•    брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
•    самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
•    ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
•    исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Горный техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ведение технологических процессов горных и взрывных работ:
•    Планирование ведения горных работ, оформление технической документации.
•    Организация горных работ на участке и контроль над их ведением.
•    Организация взрывных работ на участке и контроль над их ведением.
•    Обеспечение выполнения плановых показателей.
•    Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ.
•    Контроль над выполнением требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
•    Контроль над выполнением требований пожарной безопасности.
•    Контроль над состоянием рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
•    Организация и осуществление производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
•    Организация деятельности персонала производственного подразделения.
•    Организация работы по управлению персоналом на производственном участке.
•    Обеспечение материального и морального стимулирования трудовой деятельности персонала.
•    Анализ процесса и результатов деятельности персонала участка.

 

Открытые горные работы - область горной науки и производства, включающая в себя комплекс методов, способов и средств человеческой деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и реконструкции горнодобывающих предприятий, траншей, котлованов, насыпных сооружений и других объектов различного функционального назначения. 


В повседневной работе специалисты по открытым горным работам решают вопросы:
•    анализа особенностей горно-геологических, горнотехнических, гидрогеологических и технологических условий разработки месторождения;
•    обоснования производственной возможности и технико-экономической целесообразности разработки месторождения;
•    определения параметров полей с запасами полезных ископаемых, намечаемых к отработке открытым способом;
•    определения границ зон влияния разработок (опасных сдвижений, обрушений и пр.);
•    обеспечения безопасного ведения горных работ.


Глубокая и всесторонняя подготовка дает возможность найти свое применение и в других отраслях хозяйства страны: в промышленном и в гражданском строительстве, в энергетике, в организации мониторинга окружающей среды, в контроле за ведением безопасной работы на промышленных предприятиях.


Выпускники работают в проектно - конструкторских, научно-исследовательских, производственных организациях, а также в горнодобывающих и строительных компаниях. Получить профессию «техник - технолог, специалист по горным работам» в ПОО можно в ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум», а по окончании университета можно занять и должность инженеров, научных сотрудников, горных мастеров. При должном отношении к работе оперативно у выпускников проходит карьерный рост, многие становятся ведущими специалистами, включая руководящие должности.