Назад

 

 

Судоводитель – это руководитель, представитель командного состава различного типа судов, капитан, умеющий эффективно управлять людьми в любых условиях. Работает капитаном, капитаном-механиком, штурманом-помощником механика пассажирских и грузовых судов, смешанного река-море плавания, скоростных судов на подводных крыльях и др. При управлении судном инженер-судоводитель ведет активный поиск сигналов навигационной обстановки - створных огней, плавучих бакенов и буев, помогающих выбирать правильный путь. Одновременно контролирует и управляет работой машинного отделения. Производит наладку, текущее обслуживание и ремонт судовой техники.

К специальности судовождение относится сразу несколько профессий из высшего командного состава экипажа любого судна. Проще сказать, это люди, знающие науку кораблевождения. Внутри этой группы уже можно выделять более узкие специальности: капитан, штурман, механик и так далее. Все они в процессе учёбы получают навыки управления судами, навигации, метеорологии, связи и так далее. Поэтому их всех принято объединять под одним названием.

Обязанности
Основные функции судоводителя-механика: судовождение, обработка и размещение грузов, управление операциями судна и забота о людях на судне, перевозка грузов и пассажиров, обеспечение безопасности людей, судна, сохранности груза и имущества, защита окружающей стреды на судах внутреннего плавания, портового и служебно- вспомогательныого флотов.

Специалист в области судовождения владеет иностранными языками, знает принципы промышленного рыболовства, экономику и менеджмент, разбирается в гидрометеорологии, спутниковых навигационных системах, международном морском праве и психологии. Имеет навыки управления в любых экстремальных ситуациях.
Должностные лица, выполняющие различные судовые роли, несут и различные обязанности.
 
Обычно каждое плавсредство не может обойтись без нескольких основных профессий:
Капитан – высшее должностное лицо на любом судне. На военном флоте эта должность называется командир корабля. Капитан возглавляет экипаж и несёт полную персональную ответственность за всё, что происходит на борту. Он обладает практически неограниченной властью; в угрожающих ситуациях ему обязаны подчиняться все, находящиеся на борту, даже лица в более высоком звании. Капитан не только руководит экипажем, но и выполняет при необходимости функции нотариуса или следователя.

Штурман – отвечает за навигацию в плавании. Прокладывает курс, ведёт счисление пути, работает с навигационными приборами и картами. На крупных кораблях часто бывает целая штурманская служба, состоящая из нескольких человек. Штурман отвечает за безопасность плавания, за составление кратчайшего маршрута, он должен отлично владеть всеми навигационными инструментами, знать различные способы определения местоположения в любой точке.

Механик – отвечает за силовую установку судна и все остальные механизмы на борту. Его подчинённые занимаются эксплуатацией, обслуживанием и текущим ремонтом всех устройств и систем движения и маневрирования корабля.

Лоцман – судоводитель, не являющийся членом экипажа судна, но несущий обязанности по безопасной проводке плавсредства по фарватерам или вблизи берегов. Лоцмана обычно вызывают на борт специально для этой цели, и он прибывает на специальном катере. Он обязан отлично знать все особенности береговой линии, характеристики дна и течений, чтобы суметь безопасно провести судно в гавань.

Образовательные организации Иркутской области, осуществляющие подготовку специалистов по данной программе:
1.     ГБПОУ ИО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»
2.    ГБПОУ ИО «Киренский профессионально-педагогический колледж»