Форсайт
12.11.2020

11 ноября 2020 года впервые в режиме online Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области была проведена Форсайт-сессия «Стратегическое прогнозирование изменений рынка труда с учетом технологических изменений в направлении экономики Транспорт/Логистика».

В таком необычном формате прогнозировать изменения на рынке труда региона собрались представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.

Было организовано 35 точек подключений, с охватом 74 участников.

Целью Форсайт-сессии стало прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики Транспорт/Логистика к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.

С приветственным словом к участникам Форсайт-сессии обратился Якубовский Артем Николаевич, заместитель министра образования Иркутской области и заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Носенко Ольга Николаевна.

С кратким обзором проблем рынка труда выступила Шлыкова Наталья Юрьевна, начальник управления занятости населения министерства труда и занятости Иркутской области.

Основные тренды в данной отрасли и вопросы развития предприятий осветили.

  • - Татьяна Павловна Волгина, начальник отдела развития транспортного комплекса Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,
  • - Гоц Анатолий Викторович, исполнительный директор ООО «Системы транспорта и логистики»,
  • - Андреева Марина Валентиновна, начальник отдела управления персоналом автотранспортной компании ООО СКА,
  • - Синцов Максим Сергеевич, заместитель начальника Иркутского агентства транспортного обслуживания Восточно-Сибирского территориального центра форменного транспортного обслуживания,
  • - Дубко Ирина Анатольевна, директор по развитию автотранспортной компании ООО СКА

В течении 6 часов участники работали в группах. Было организовано 4 группы:

  • • Железнодорожный транспорт
  • • Авиатранспорт
  • • Водный транспорт
  • • Автотранспорт

В ходе первого этапа прошло обсуждение трендов развития отрасли технологий и новых форматов взаимодействия, возникающих в качестве ответов на вызовы, определяемые развитием трендов, мер государственной политики, способных обеспечить развитие сектора. В результате каждая группа представила свою карту будущего развития отрасли Транспорт/Логистика.

На следующем этапе определили спрос на компетенции. Составили перечень новых компетенций, устаревших компетенций, компетенций с изменившейся сферой применения.

В заключительной части работы составили перечень мероприятий (проектов, программ), которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.

При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:

  • - вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
  • - ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
  • - стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
  • - разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
  • - ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
  • - принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
  • - унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.

По итогам работы участниками форсайт-сессии были обозначены:

  1. 1.Основные тренды развития отрасли Транспорт/Логистика в регионе
    • • Цифровизация
    • • Клиентоориентированность
    • • Автоматизация производственных процессов
    • • Повышение безопасности для окружающей среды
    • • Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
    • • Общая диспетчеризация
    • • Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
    • • Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения
  2. 2. Технологии, внедряемые в отрасль
    • • Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
    • • Решения на основе искусственного интеллекта
    • • Роботизация бизнес-процессов
    • • Технологии разработки мобильных приложений
    • • Технологии коллективного мышления
    • • Технологии проектного управления
    • • использование судов на альтернативных принципах движения
  3. 3. Форматы взаимодействия
    • • Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
    • • Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
    • • Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.
  4. 4. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
    • • Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
    • • Межотраслевая коммуникация
    • • Решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
    • • Осуществлять ведение электронной документации помощью мобильных приложений
    • • Осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
    • • Организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
    • • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
    • • Владение иностранных языков в ПД
    • • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт гибридного транспорта
    • • Управление гибридным транспортным транспортом
    • • Управление электробусом
    • • Осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
    • • Анализ и предупреждение проблем, связанных с функционированием транспортных сетей
    • • Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами (есть в программах СПО)
    • • Планирование коммерческой деятельности предприятия(есть)
    • • Осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
    • • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях крайнего севера
  5. 5. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
    • • Пилот беспилотных летательных аппаратов,
    • • Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
    • • Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
    • • Бизнес администрирование транспортной сети
    • • Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
    • • Специалист по мобильным приложениям
    • • Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
    • • Проектировщик высокоскоростных железных дорог
    • • Строитель «умных дорог»
    • • Конструктор «умного локомотива»
    • • Водитель электробуса
  6. 6. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
    • • Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
    • • Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
    • • Разработка программ под заказ работодателей
    • • Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
    • • Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
    • • Актуализация образовательных программ СПО
    • • Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
    • • Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
    • • Создание зон опережающего развития
    • • Совершенствование материально-технической базы ПОО
    • • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
    • • Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.

Выстроенный профессиональный диалог получил высокую оценку как со стороны работодателей, так и педагогов профессиональных образовательных организаций. Все результаты Форсайт сессии будут доведены до участников в ближайшее время для использования в работе профессиональных образовательных организаций и выстраивания дальнейшего диалога с работодателями. Только в тесном сотрудничестве возможно решить поставленные задачи и добиться общей цели- готовить высококвалифицированные кадры с учетом технологических изменений в отрасли.