Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области провел анкетирование педагогических работников по вопросу выявления востребованных в Иркутской области профессий и компетенций в сфере образования. Целью анкетирования является выявление востребованных профессий и компетенций WSR в сфере образования для формирования регионального атласа перспективных компетенций.
В число респондентов вошло 142 педагогических работника из 56 профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Так, согласно их ответам наиболее востребованными в будущем профессиями в сфере образования являются координатор образовательной онлайн-платформы (54,9%), тьютор (59,2%), организатор проектного обучения (50,7%). Наименее востребованными профессиями в будущем, по мнению опрошенных, являются разработчик инструментов обучения состояниям сознания (9,9%) и игропедагог (14,1%).
Рассматривая перечень надпрофессиональных компетенций, которые необходимы квалифицированному специалисту сферы образования, большая часть респондентов выбрала навык по работе с людьми (78,9%), системное мышление (64,1%) и управление проектами (62,7%), а наименьшее число ответов респондентов относится к потребности иметь навыки художественного творчества (14,1%).
Среди компетенций WorldSkills Russia, которые являются востребованными в сфере образования в данный момент, респонденты особенно выделили дополнительное образование детей и взрослых (50%), преподавание в основной и средней школе (44,4%), преподавание в младших классах (37,3%). Наименьшее число ответов опрошенных относятся преподавание музыки в школе (8,5%) и музейная педагогика (10,6%).
К наиболее востребованным в сфере образования компетенциям soft skills (комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами) для квалифицированного специалиста, респонденты отнесли решение проблем (70,4%) и самоменеджмент (66,9%).
Таким образом, подводя итоги исследования, стоит отметить, что в сфере образования наиболее востребованные профессии связаны с развитием коммуникативных, аналитических и проективных компетенций. Учитывая увеличение возможного списка профессий в данной области за счет включения актуальных направлений профессиональной деятельности потребность в непрерывном повышении собственной квалификации и качественной подготовке специалиста будет только возрастать.