Модератор Форсайт - сессии «Формирование перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в сфере здравоохранения» Мария Брюханова, специалист по УМР МТА ИрГУПС:
-"Участники 3 секции проанализировали состояние сферы здравоохранения и вычленили три наиболее значимых с их точки зрения тренда: ФАП Плюс, NEO и Наномедицина.
Команда Иркутского базового медицинского колледжа работала с трендом «ФАП плюс». Идея данного тренда заключалась в расширении возможностей фельдшерско-акушерских пунктов для проведения простых оперативных вмешательств. На сегодняшний день ФАП - структурное подразделение участковых больниц, которое организуется в селениях с числом жителей менее 700 человек и существенным удалением от ближайших лечебно-профилактических организаций. Как правило, штат ФАПа состоит из фельдшера и акушера, в редких случаях и медсестры. Фельдшер имеет право на самостоятельные действия, то есть может оказывать медицинскую помощь без врача. (Естественно, в не очень сложных и достаточно стандартных случаях.) Опытному фельдшеру вполне по силам поставить правильный диагноз в случае ОРВИ или повышенного давления и назначить лечение, а в более сложных и сомнительных случаях отправить пациента к узкому специалисту или с помощью телемедицины запросить консультацию у врача специалиста. Учитывая территориальную удаленность некоторых населенных пунктов Иркутской области, существующие ограничения не позволяют фельдшеру ФАПа оказать своевременную помощь в ситуациях, когда жизнь и здоровье пациента измеряются минутами.
Выходом из сложившейся проблемной ситуации, связанной с дефицитом кадров и недостаточной компетентностью специалистов, стало внедрение изменений в образовательные стандарты, которые позволят подготовить «Фельдшера ФАП». Данный специалист должен владеть широким спектром компетенций, таких как: знание топографической анатомии различных областей организма человека, знание техники оперативных вмешательств на различных органах и тканях, знание особенностей обеспечения анестезиологического пособия при неотложных оперативных вмешательствах, умение проводить дифференциальную диагностику жизненно угрожающих заболеваний и состояний, умение определять показания к неотложным оперативным вмешательствам, умение обеспечивать послеоперационное наблюдение и интенсивную терапию и многое другое.
Команда Черемховского медицинского колледжа сформулировала тренд NEO медицины, подразумевающий объединение новейших технологий для улучшения качества оказания медицинской помощи и удовлетворения потребностей пациентов. В ходе работы над данным трендом команда выявила ряд актуальных проблем медицины: недостаточное финансирование, кадровый голод отрасли, отсутствие жизненно необходимого оборудования, высокая стоимость ряда медицинских услуг для населения. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 49% граждан недовольны медицинским обслуживаем, 52% — квалификацией медицинского персонала. Проблему кадрового голода команда предлагает решать посредством создания новых специальностей в ВУЗах и ССУЗах, а также обучением и стажировкой преподавателей в других странах. Нехватку финансирования предложили решать участием в разнообразных грантовых конкурсах, привлечением инвесторов и пересмотром системы государственной программы финансирования. Удешевить стоимость медицинских услуг можно за счет внесения изменений в систему обязательного медицинского страхования, в частности внесения в перечень новых услуг.
Помочь сфере здравоохранения идти в ногу со временем, по мнению команды Черемховского медицинского колледжа, может появление новой специальности – «IT-медик».
В его силах будет оказание высококвалифицированной помощи в условиях глобальной цифровой трансформации медицины в целом, а именно исследование, лечебно-диагностическая и профилактическая деятельность в метавселенной. Среди компетенций такого специалиста ключевые позиции занимают: пациентоориентированность, IT-компетенции, системное мышление, мультиязычность, знание основ менеджмента и маркетинга, а также умение работать в команде.
Команда медицинского колледжа ФГБОУ ВО ИрГУПС прорабатывала тренд Наномедицины - нанонауки и наноинженерии, применяющей комплекс подходов для обеспечения использования нанотехнологических разработок в сфере практической медицины и здравоохранения. Наномедицина включает целый спектр областей медицины: биофармакология (умные лекарства), имплантология (матрица для регенрации тканей), диагностика (использование наночипов), молекулярная диетология, клеточная биология. Внедрение нанотехнологических подходов в практику медицинской диагностики позволяет обеспечить раннюю диагностику заболеваний, что уже в ближайшее время может быть использовано для обнаружения онкологических, эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний, вирусных и бактериальных инфекций. Кроме того, повышение производительности в результате использования нанотехнологий позволяет проводить комплексное обследование по набору диагностических критериев, что может быть использовано для индивидуализированного подхода к лечению и профилактике заболеваний.
В результате активного обсуждения были вычленены проблемы, которые сегодня блокируют возможность развития наномедицины в регионе. Это недостаточный профессиональный потенциал, связанный с отсутствием специальностей в номенклатуре должностей медицинских работников и как следствие, отсутствием образовательных стандартов на необходимые специальности.
Были озвучены риски, связанные с высокой стоимостью нанотехнологий и низким уровнем доходов населения. Немаловажной проблемой участники команды определили психологические барьеры, среди которых этические и религиозные аспекты, а также низкая информированность населения о специфике и возможностях наномедицины.
Для продвижения наномедицины необходимо:создание новых направлений подготовки медицинского персонала.
Команда медицинского колледжа ФГБОУ ВО ИрГУПС предложила проработать возможность внедрения в систему подготовки медицинских кадров «Специалиста персонифицированной медицины», который в равной степени должен обладать веером универсальных и профессиональных компетенций: системное мышление, клиентоориентированность, стрессоустойчивость, знание иностранных языков и этических норм, знание основ фармакогенетического тестирования, навыки составления молекулярной диеты, владение методами неинвазивной диагностики, владение методами тканевой терапии и индивидуальной лекарственной терапии."