11 ноября 2020 года впервые в режиме online Центром опережающей профессиональной подготовки Иркутской области была проведена Форсайт-сессия «Стратегическое прогнозирование изменений рынка труда с учетом технологических изменений в направлении экономики Транспорт/Логистика».
В таком необычном формате прогнозировать изменения на рынке труда региона собрались представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующие программы подготовки специалистов для работы в отрасли, эксперты-представители организаций и предприятий данной отрасли, представители исполнительной и законодательной власти.
Было организовано 35 точек подключений, с охватом 74 участников.
Целью Форсайт-сессии стало прогнозирование изменений запросов рынка труда Иркутской области в отрасли экономики Транспорт/Логистика к подготовке кадров с учетом технологических изменений в отрасли.
С приветственным словом к участникам Форсайт-сессии обратился Якубовский Артем Николаевич, заместитель министра образования Иркутской области и заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Носенко Ольга Николаевна.
С кратким обзором проблем рынка труда выступила Шлыкова Наталья Юрьевна, начальник управления занятости населения министерства труда и занятости Иркутской области.
Основные тренды в данной отрасли и вопросы развития предприятий осветили.
- - Татьяна Павловна Волгина, начальник отдела развития транспортного комплекса Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,
- - Гоц Анатолий Викторович, исполнительный директор ООО «Системы транспорта и логистики»,
- - Андреева Марина Валентиновна, начальник отдела управления персоналом автотранспортной компании ООО СКА,
- - Синцов Максим Сергеевич, заместитель начальника Иркутского агентства транспортного обслуживания Восточно-Сибирского территориального центра форменного транспортного обслуживания,
- - Дубко Ирина Анатольевна, директор по развитию автотранспортной компании ООО СКА
В течении 6 часов участники работали в группах. Было организовано 4 группы:
- • Железнодорожный транспорт
- • Авиатранспорт
- • Водный транспорт
- • Автотранспорт
В ходе первого этапа прошло обсуждение трендов развития отрасли технологий и новых форматов взаимодействия, возникающих в качестве ответов на вызовы, определяемые развитием трендов, мер государственной политики, способных обеспечить развитие сектора. В результате каждая группа представила свою карту будущего развития отрасли Транспорт/Логистика.
На следующем этапе определили спрос на компетенции. Составили перечень новых компетенций, устаревших компетенций, компетенций с изменившейся сферой применения.
В заключительной части работы составили перечень мероприятий (проектов, программ), которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли.
При подведении итогов группами были выдвинуты следующие предложения:
- - вести подготовку кадров способных работать в условиях транспортно-логистических кластеров;
- - ввести сквозные стандарты управления безопасностью в транспортной отрасли, а также включение этих стандартов в курс подготовки специалистов транспортной отрасли;
- - стимулировать развитие и внедрение технологий, обеспечивающих функции мониторинга пассажиров и грузов в транспортной системе (ГЛОНАСС, автомаяки, RFID-метки, автоматическая регистрация, автоматические анализаторы трафика);
- - разработать и внедрить профессиональные стандарты нового поколения, с учетом зарубежного опыта и с учетом новых требований к безопасности;
- - ввести единый перевозочной документ и принять закон о смешанных комбинированных перевозках;
- - принять нормативные акты об электронных билетах для всех видов транспорта;
- - унифицировать и упростить документацию для мультимодальных перевозок в разных секторах транспортной отрасли, введение единого перевозочного документа для всех видов транспорта.
По итогам работы участниками форсайт-сессии были обозначены:
- 1.Основные тренды развития отрасли Транспорт/Логистика в регионе
- • Цифровизация
- • Клиентоориентированность
- • Автоматизация производственных процессов
- • Повышение безопасности для окружающей среды
- • Повышение и расширение требований к работникам сферы разного уровня
- • Общая диспетчеризация
- • Сокращение внешних перевозок, увеличение внутренних перевозок
- • Изменение в процессах связи с внедрением нового оборудования и нового программного обеспечения
- 2. Технологии, внедряемые в отрасль
- • Технологии, обеспечивающие возможность мониторинга дорожного движения (ГЛОНАСС, автомаяки, автоматическая регистрация транспортных средств)
- • Решения на основе искусственного интеллекта
- • Роботизация бизнес-процессов
- • Технологии разработки мобильных приложений
- • Технологии коллективного мышления
- • Технологии проектного управления
- • использование судов на альтернативных принципах движения
- 3. Форматы взаимодействия
- • Автомобиль меняет функцию и становится инструментом доставки «от двери к двери» в системе транспортно-логистических услуг.
- • Форматы кратковременной аренды; в отдаленной перспективе при развитии схем кар-шеринга исчезает само понятие «личный автомобиль».
- • Изменение в поведении потребителей: ожидание надежности и сокращения сроков поставки приведет к появлению новых трудностей для CEP-операторов. Предпочтения потребителей смещаются в сторону онлайн покупок с доставкой на дом.
- 4. Перечень компетенций, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в отрасли Транспорт/Логистика
- • Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями с использованием дистанционных технологий общений
- • Межотраслевая коммуникация
- • Решение производственных задач с использованием информационных продуктов, являющихся стандартом авиационной отрасли
- • Осуществлять ведение электронной документации помощью мобильных приложений
- • Осуществлять контроль за работой автотранспортных средств с помощью электронных мобильных приложений
- • Организовывать технологические процессы с помощью информационных технологий
- • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт мобильной дорожной техники
- • Владение иностранных языков в ПД
- • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт гибридного транспорта
- • Управление гибридным транспортным транспортом
- • Управление электробусом
- • Осуществлять техническое обслуживание, ремонт, эксплуатацию оборудования, работающего на биотопливе
- • Анализ и предупреждение проблем, связанных с функционированием транспортных сетей
- • Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами (есть в программах СПО)
- • Планирование коммерческой деятельности предприятия(есть)
- • Осуществлять анализ рынка и на его основе вырабатывать управленческие решения
- • Осуществлять диагностику обслуживание и ремонт техники в условиях крайнего севера
- 5. Определены компетенции, опережающей професcиональной подготовки
- • Пилот беспилотных летательных аппаратов,
- • Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
- • Оператор по самообслуживанию пассажирских перевозок
- • Бизнес администрирование транспортной сети
- • Разработчик интеллектуальных систем управления диспетчеризацией
- • Специалист по мобильным приложениям
- • Специалист по обслуживанию и управлению зарубежной техникой
- • Проектировщик высокоскоростных железных дорог
- • Строитель «умных дорог»
- • Конструктор «умного локомотива»
- • Водитель электробуса
- 6. Составлен перечень мероприятий, которые необходимо реализовать ПОО совместно с работодателями для кадрового обеспечения отрасли
- • Осуществление подготовки в ПОО региона по ФГОС СПО 25.02.08 Техник по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов
- • Учет положений разработанных профстандартов при подготовке специалистов транспортной отрасли
- • Разработка программ под заказ работодателей
- • Создание постоянно действующих коммуникационных площадок с работодателями
- • Разработка программ дополнительного профессионального образования по востребованным компетенциям
- • Актуализация образовательных программ СПО
- • Расширение перечня программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования
- • Разработка на региональном уровне нормативных документов, регламентирующих взаимодействие между ПОО и предприятиями
- • Создание зон опережающего развития
- • Совершенствование материально-технической базы ПОО
- • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в ОП
- • Повышение квалификации педагогов ПОО на предприятиях отрасли.
Выстроенный профессиональный диалог получил высокую оценку как со стороны работодателей, так и педагогов профессиональных образовательных организаций. Все результаты Форсайт сессии будут доведены до участников в ближайшее время для использования в работе профессиональных образовательных организаций и выстраивания дальнейшего диалога с работодателями. Только в тесном сотрудничестве возможно решить поставленные задачи и добиться общей цели- готовить высококвалифицированные кадры с учетом технологических изменений в отрасли.